Президент Судана Омар аль-Башир впервые заявил, что признает полную личную ответственность за конфликт в Дарфуре, в результате которого погибли десятки тысяч человек, утверждает The Guardian. Однако аль-Башир обвинил в "двойных стандартах" и проведении "кампании лжи" Международный суд ООН, предъявивший ему обвинения в геноциде. Все эти заявления прозвучали в эксклюзивном интервью аль-Башира газете - его первом интервью западным СМИ после предъявления обвинений, пишет журналист Саймон Тисдолл.
"Разумеется, я президент, так что я отвечаю за все происходящее в стране", - сказал аль-Башир, отвечая на вопрос о конфликте в Дарфуре на западе Судана, где и сегодня, несмотря на усилия зарубежных миротворцев, продолжаются бои.
"Все происходящее - это ответственность. Но то, что произошло в Дарфуре, - это прежде всего традиционный конфликт, начавшийся еще во времена колониализма. Мы в качестве правительства воевали с теми, кто поднял оружие на правительство, но и некоторые повстанцы напали на некоторые племена... у нас были людские потери. Но они не приближаются к цифрам, упомянутым в западных СМИ, на деле эти цифры преувеличиваются в определенных целях", - сказал аль-Башир. "Долг правительства - воевать с повстанцами, но с народом Дарфура мы не воевали", - добавил он.
По результатам расследования ООН Совет Безопасности в 2005 году передал дело о событиях в Дарфуре в Международный суд в Гааге. В марте 2009 Гаагский суд предъявил аль-Баширу обвинения в преступлениях против человечности и военных преступлениях, а в июле 2010 года - также и в геноциде. "Аль-Башир отрицает все обвинения и отказывается сдаваться правосудию", - пишет газета.
Аль-Башир назвал дело против него сугубо политическим. Судан не присоединился к договору о Международном суде, и не следует рассчитывать, что он будет соблюдать его положения. Та же ситуация - с США, Китаем и Россией, говорится в статье.
"Это политический вопрос и двойные стандарты, - заявил аль-Башир, - так как есть очевидные преступления типа Палестины, Ирака и Афганистана, но они в Международный суд не попали. В том же решении о передаче дарфурского дела в суд говорилось, что американские военные [в Ираке и Афганистане] не будут допрашиваться судом, так что правосудие тут ни при чем, это политический вопрос".
По его словам, главный обвинитель Международного суда Луис Морено Окампо вел себя как политический активист, а не как профессиональный юрист. "Теперь он разворачивает мощную кампанию, чтобы прибавить новые измышления", - заявил суданский президент. "Самая большая ложь - это его слова, что у меня 9 млрд долларов в одном из британских банков. Слава Аллаху, британский банк и министр финансов опровергли эти утверждения", - заметил он.
В интервью аль-Башир раскритиковал США, Великобританию и Францию за вооруженное вмешательство в Ливии, заявив, что оно чревато дестабилизацией в Судане и регионе в целом. Но Хартум не предложит убежища Муаммару Каддафи, заявил он: "Это создало бы ненужные трения с ливийцами".
"Что касается нас, то они [США, Великобритания и Франция] уже 20 лет пытаются сменить режим в Судане, для нас это не новость", - сообщил президент.
На вопрос, как скажется на Судане "арабская весна", аль-Башир ответил, что малочисленные демонстрации за развитие демократии не пользуются широкой поддержкой в его стране. Он добавил, что в Судане уже осуществляется процесс реформ.