Кризис на Украине очень поучителен, пишет британский историк и публицист Майкл Бёрли в The Times. Тактическая ловкость, проявленная российским руководством при спасении Башара Асада, повторилась в Крыму: Владимир Путин воспользовался моментом, применив в Симферополе тот же недемократический modus operandi, что привел Майдан к власти в Киеве.
На данный момент рейтинг Путина составляет 80%, но последние события радуют его не только этим. НАТО оказалось предсказуемо не готово ответить на действия России: можно подумать, пара истребителей F-16 и один боевой корабль что-то значат в сложнейшей политической войне, в которой Россия задействует все ветви государственной власти для достижения своих целей, возмущается автор.
"Зависимость Европы от поставок энергоносителей помешала более решительной реакции на действия России. Ряд стран ЕС - Кипр, Италия, Испания и, что более важно, Германия - очевидно не хотят накладывать на Россию жесткие санкции", - продолжает историк.
"Так что гейм, если не весь матч, остался за Путиным, хотя от Прибалтики и Молдавии до Казахстана (во всех этих странах проживают русскоязычные меньшинства) правители насторожились", - делает вывод публицист.
Однако вдобавок к 1,5 и 7 млрд долларов ежегодных субсидий Абхазии и Южной Осетии и Белоруссии Владимиру Путин придется тратить еще 2 млрд долларов на снабжение Крыма продовольствием и энергией. К тому же рубль в этом году уже упал на 10%, а 70 млрд долларов были выведены из страны.
"Ничего серьезного не было сделано для борьбы с коррумпированным бизнес-климатом или для диверсификации экономики, которая фатально зависит от цены в 110 долларов за баррель нефти для оплаты верной путинской армии пенсионеров и полицейских. Тот факт, что простые люди теперь хранят под матрасом доллары и евро, а не рубли, не сулит России хорошего будущего, как и численность населения, которой предсказано сокращение с сегодняшних 143 млн до 107 млн к 2050 году", - отмечает автор.
"В 1904 году царский министр внутренних дел Вячеслав Плеве сказал: "Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война". Возможно, Путин действовал в том же духе, однако с учетом его новообретенного интереса к российской истории он должен знать, что та война в конечном итоге привела к той самой революции", - заключает Майкл Бёрли.