Научный сотрудник австрийского Института исследований последствий войн имени Людвига Больцмана Кристоф Бенедиктер считает, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха можно разрешить при помощи пропорционального раздела территорий по этнически-территориальному принципу. Свою точку зрения эксперт описал в статье для австрийской газеты Die Presse.
"Так, в начале апреля в приграничном районе между Азербайджаном, де-факто государством Нагорный Карабах и Арменией начались самые кровавые с 1994 года бои, которые привели к гибели 80 человек с обеих сторон, - пишет автор. - Азербайджану не удалось захватить территорию, однако одной цели нападение все же достигло: конфликт в Нагорном Карабахе вновь возглавил список конфликтов, которые необходимо урегулировать".
Но у западных стран, констатирует автор, "практически нет никаких рычагов давления для того, чтобы (...) добиться разрешения конфликта таким образом, чтобы учитывались интересы обеих сторон. Дело серьезно осложняется тем, что эти привычные модели решений не применимы как раз из западно-демократической перспективы". В частности, хотя требование Азербайджана о включении в его состав бывшей советской автономии и представляется обоснованным с точки зрения международного права, столь же легитимным оказывается и притязание Нагорного Карабаха на независимость. Тем более, что Азербайджан, как напоминает эксперт, никогда не владел им после обретения независимости.
Более того, Нагорный Карабах по сути является демократическим государственным образованием, в котором регулярно проходят свободные выборы. Азербайджан же, в свою очередь, считается авторитарным государством, которое в различных оценках демократических свобод оказывается на одной ступени с Саудовской Аравией или Ираном.
Поэтому разрешение конфликта мог бы принести принцип пропорционального этнически-территориального разделения. Территорию следовало бы делить исходя из того факта, что в 1990 году перед войной в Нагорном Карабахе проживали 70% армян и 22% азербайджанцев (оставшиеся 8% приходились на другие национальности, в том числе курдов).
Как бы непривычно ни звучало подобное решение, но именно этот принцип лежал в основе мирного плана для Кипра, предложенного ООН в 2002 году. Тем более, что в случае Нагорного Карабаха плюс заключался бы в том, что стороны конфликта уйдут от безальтернативного принципа "либо Карабах станет частью Азербайджана, либо его не будет вообще". После установления новой границы между Азербайджаном и уменьшенным на 22% Карабахом этот вопрос, ставший ныне камнем преткновения, окажется намного проще для переговоров.
В таком случае Азербайджан смог бы вернуть себе часть своей территории, а Карабах не попал бы под контроль Азербайджана, что, в свою очередь, обеспечит выживание армянского населения. Армения же и Карабах смогут переключить свою политику и экономику на другие цели, кроме обороны последнего и гонки вооружений с Азербайджаном.