Летом 2014 года Международный арбитражный суд в Гааге обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов в качестве компенсации за ущерб, напоминает корреспондент Time Саймон Шустер. "В середине 2000-х российское государство принудило ЮКОС к банкротству, раздробило на части и распродало госкомпаниям. Согласно постановлению суда от 2014 года, эта атака судебных органов была равносильна экспроприации", - говорится в статье.
Россия обжаловала решение в Окружном суде Гааги. "Аргументы у нас железные, - сказал в интервью Time за пару дней до решения суда Андрей Кондаков, координатор команды юристов, которая представляла Россию. - Но мы можем проиграть дело".
Однако в среду суд "отменил первоначальное решение, сославшись на юридически-техническую деталь, и тем самым удовлетворил апелляцию России", пишет автор. Правда, истцы намерены обжаловать это решение.
Тим Осборн, представитель истцов, заявил в среду: "Суд применил закон неправильно". Журналист замечает: и все же, хотя тяжба продолжается, Россия может записать на свой счет грандиозную победу, которая, вероятно, поможет ей спасти свое богатство и репутацию в других странах.
Газета напоминает: когда Кремль отказался выплачивать компенсацию, экс-акционеры ЮКОСа попытались наложить арест на активы российского государства по всему миру.
"Но для Путина эта сага далеко не сводится к спору за деньги. Дело ЮКОСа - это история о его личной обиде, которая возникла вскоре после его прихода к власти в 2000 году", - считает автор. Путин вознамерился ограничить власть миллиардеров-плутократов, которые в период приватизации фактически купили себе контроль над экономикой России. Он заявил, что они могут оставить у себя бывшие госактивы, если признают, что его авторитет гораздо выше, чем у них.
Чтобы лучше донести свою мысль до олигархов, Путин выбрал для первой встречи с ними бывшую дачу Сталина, утверждает издание. По словам экс-банкира Сергея Пугачева, один из гостей сказал: "Он привез нас на дачу Сталина. Достаточно того, что потом он позволил нам уехать".
В интервью Time в 2014 году Михаил Ходорковский тоже вспомнил эту первую встречу с Путиным, но в несколько ином духе, чем Пугачев. Так, Ходорковский не испытал испуга. "Возможно, теперь [Путин] говорит языком ультиматумов. Но в то время царила полная вежливость, - рассказал он Шустеру. - И все же мы понимали, что имеем дело с главой страны, у которого [в России] намного больший авторитет, чем у американского президента. И что у нас, крупных бизнесменов, возможно, есть какая-то власть. Но по сравнению с властью главы государства она практически равна нулю".
"И все же глава ЮКОСа вел себя не так скромно - или не так осторожно - как остальные", - считает автор. Ходорковский вступил в переговоры с зарубежными компаниями о сделках, которые угрожали бы монополии государства на экспорт нефти. "Он также начал финансировать оппозиционные партии и обсуждать возможность баллотироваться в президенты в отдаленном будущем. Путин смотрел на такие амбиции неблагосклонно", - говорится в статье.
В 2003 году, с арестом Ходорковского, его конфликт с Путиным достиг кульминации.
Теперь в центре тяжбы в Гааге - вопрос о том, были ли законными действия российских властей против ЮКОСа. Два года назад арбитражный суд признал действия России "равносильными экспроприации".
Со своей стороны, юрист Кондаков уверяет, что в 90-х многие олигархи разбогатели на приобретении госактивов. "Эти аукционы всем сошли с рук, но затем вам дали шанс, - сказал он в телефонном интервью, подразумевая, что Путин дал олигархам возможность начать платить налоги и вести себя смирно. - Итак, дело не в том, что другие ускользнули. А в том, как вы себя ведете после того, как вам предоставляется уникальный шанс приобрести очень дорогой актив за крайне скромную сумму".
По мнению автора, в тюрьме Ходорковский дорого заплатил за гипотетически сэкономленные деньги: в тюрьме на него напал сокамерник, он часто сидел в одиночке, был помилован лишь спустя 10 лет при условии, что эмигрирует.
По мнению автора, Путин вскоре пожалел о своем нехарактерном акте милосердия. Ходорковский "начал открыто призывать к революции после власти Путина", "поддерживать оппозиционное движение в России и финансировать кандидатов на российских выборах", говорится в статье.
В декабре полиция провела обыски в офисах общественной организации Ходорковского в Москве, а также дома у его пресс-секретаря, нескольких сотрудников и их родственников.
По словам Кондакова, некоторые доказательства могут пригодиться для защиты России на процессе по иску экс-акционеров ЮКОСа. "Эти вещи делаются параллельно", - так он ответил на вопрос об обысках в квартирах в декабре. По данным издания, российские спецслужбы открыли доступ к своим досье на ЮКОС адвокатам, которые представляют интересы российского правительства при обжаловании решения арбитражного суда.
Ходорковский будет наблюдать за событиями со стороны, считает автор. "Мои друзья продолжат противостояние, - написал он в "Твиттере" в среду, подразумевая экс-акционеров ЮКОСа. - Я же шел и иду к смене режима другим путем".