"Речь идет о явном нарушении прекращении огня". В коммюнике генеральный секретарь ООН Кофи Аннан высказал мнение, что рейд, совершенный в ночь с пятницы на субботу в окрестностях Баальбека "Сайерет Маткаль" (израильским спецподразделением), противоречит духу резолюции 1701 Совета Безопасности о прекращении боевых действий в Ливане.
По словам официального представителя ЦАХАЛа, эта операция "имела своей целью предотвратить переправку оружия для "Хизбаллах" из Сирии и Ирана". В действительности, при массированной поддержке с воздуха спецназовцы еврейского государства, переодетые в форму солдат ливанской регулярной армии, были замечены шиитскими боевиками, когда двигались на джипе в сторону небольшого села. В ходе стычки командир отряда был убит, двое из его подчиненных получили ранения. Со стороны "Хизбаллах" также было убито трое боевиков.
Да, после 14 августа ополчение Хасана Насраллы около 15 раз нарушало прекращение огня, и в результате обмена ударами с армией еврейского государства потеряло 16 боевиков. Однако эти инциденты, происходившие исключительно на юге Ливана, рассматриваются как "мелкие", так как являются результатом индивидуальной инициативы и не отражаются на процессе возвращения ситуации к спокойствию.
А вот израильская операция была спланирована генштабом ЦАХАЛа, с согласия премьер-министра Эхуда Ольмерта и его министра обороны Амира Переца - "Сайерет Маткаль" используется лишь при проведении операций, решение о которых принимается на высоком уровне. Вот почему генеральный секретарь ООН рассматривает рейд спецназа как нарушение прекращения огня.
Защищаясь, израильское правительство говорит о своей "доброй воле". "Поскольку ливанская армия и UNIFIL не обеспечивают эмбарго на поставки оружия "Хизбаллах", введенного Советом Безопасности, мы вынуждены действовать вместо них", - утверждает министр туризма Ицхак Герцог, который одновременно является членом израильского кабинета безопасности. "Шиитская организация, - продолжает он, - по-прежнему представляет угрозу для нашей страны. Она начинает перевооружаться, и мы не можем с этим мириться".
Эти аргументы, которые Эхуд Ольмерт приводил в телефонном разговоре с Кофи Аннаном, охотно повторяют представители еврейского государства. Они также требуют "взять под контроль ливанскую границу" и ускорить размещение UNIFIL в Южном Ливане. Что касается Амира Переца, то на заседании кабинета министров в воскресенье он подтвердил, что операции, подобные ночному рейду, имевшему место с пятницу на субботу, будут проводиться "всякий раз, когда это окажется необходимым". Он также заявил, что армия еврейского государства "начинает готовиться к новому столкновению с "Хизбаллах".
Министр Биньямин Бен-Элиэзер (еще один член израильского кабинета безопасности) уже видит на горизонте контуры этого сценария. "Нужно уметь читать между строк, - сказал он после окончания заседания кабинета. - Наша разведка сообщает, что "Хизбаллах" стремительно перевооружается и что Сирия извлекает уроки из событий последних недель, отправляя ей максимальное количество ракет, которые могут быть запущены в нашу сторону. Что это означает? Что через несколько месяцев обязательно произойдет очередной взрыв".
В свою очередь, министр обороны Ливана Элиас Мурр, который в знак протеста против операции израильского спецназа пригрозил приостановить размещение ливанской армии в Южном Ливане, осудил и "Хизбаллах". "Мы считаем, что Сопротивление не должно запускать ракеты, - сказал он. - Отныне каждый запуск ракеты, осуществленный с ливанской территории, будет рассматриваться как акт пособничества Израилю, так как он дает предлог для нанесения ударов по нашей стране".
Эти слова заслужили одобрительную оценку у специального посланника ООН Терье Ларсена, который в воскресенье встретился в Бейруте с членами ливанского правительства, прежде чем отправиться в Израиль для проведение встреч с высшими руководителями страны. "Важно, чтобы стороны проявляли сдержанность, так как события могут быстро вновь стать неуправляемыми", - заявил он в момент, когда первые 50 французских солдат, посланные в подкрепление UNIFIL, начали размещаться в Южном Ливане.