Много лет спустя об Испании вновь заговорили в мире в связи с авиакатастрофой
Об Испании вчера вновь заговорили в мире в связи со скорбными событиями: авиакатастрофой в мадридском аэропорту "Барахас", где разбился самолет компании Spanair. Более 150 человек погибло. Эта трагедия - как удар обухом по голове для страны, которой удавалось избегать подобных катастроф на протяжении последних 25 лет. За исключением произошедшего 10 лет назад крушения чартера, летевшего из Мелильи, в котором погибло 38 человек, самыми страшными катастрофами прошлого были: в "Барахас" за десять дней до конца 1983 года, в ней погибло 274 человека, и в аэропорту "Лос-Родеос" на Тенерифе в марте 1977 года, она унесла жизни 583 человек.
Эти цифры демонстрируют огромную диспропорцию, существующую в гражданской авиации между человеческой ошибкой или технической проблемой, повлекшими за собой катастрофу, и масштабами самой катастрофы. И хотя, согласно статистике, этот вид массовых перевозок наиболее безопасен, в случае аварии жертв обычно больше, чем спасшихся. Это означает, что средства контроля и безопасности должны быть сильнее этих непропорционально тяжелых последствий. А в случае аварии следует проводить исчерпывающее расследование причин: не только непосредственной, которую обычно легко обнаружить при помощи черных ящиков, но и обстоятельств, которые могли способствовать катастрофе.
Официальная информация о вчерашней катастрофе пока скудная. Известно, что самолет загорелся в момент взлета, причем до этого рейс задержали на час из-за технической проблемы. Не поддаваясь искушению - столь свойственному человеку - искать непосредственных виновников, необходимо провести глубокое расследование (и срочно предоставить информацию) мотивов этого неудачного маневра и того, что было сделано для устранения поломки, чтобы она не повторилась. Жертвы имеют право на расследование и информацию, но это еще и требование здравого смысла, тем более в стране, где главная индустрия - туризм.
Как и после терактов 11 марта, службы спасения быстро прибыли на место и действовали эффективно. Ведущие политики прервали свои отпуска. Сожаление вызывает лишь тот факт, что официальные инстанции не предоставляют более подробную информацию о происшествии. На пресс-конференции, данной несколькими министрами совместно с мэром Мадрида и региональным советником в аэропорту, было не разрешено задавать вопросы, а следователь, отвечающий за расследование катастрофы, запретил публикацию фотографий инцидента к удивлению СМИ всего мира. Недостаток информации ведет к путанице, свидетелями которой мы стали, когда различные иностранные телеканалы спекулировали о возможности теракта; подобные домыслы правительство сочло нужным опровергнуть.