The Daily Beast приводит мнение французского философа Бернара-Анри Леви, выраженное в его статье в Le Monde, где он утверждает, "что пришло время отбросить оправдания, действовать по ливийскому образцу и принять меры, чтобы прекратить войну в Сирии". "В конце концов, диктаторы не уходят на летние каникулы", - призывает к быстрому решению сирийской проблемы Леви.
Так ли необходимо военное вмешательство? - задается вопросом автор. Другими словами, применима ли в этой ситуации "обязанность защищать гражданских лиц" - предложенная ООН версия старой теории справедливой войны? "Ответ обязан быть положительным для всех, кто применил ее в прошлом году в Ливии. Ущерб, который может нанести операция по спасению мирных граждан, не может превзойти уже нанесенный дальнобойным оружием, продолжающим обстреливать мятежные города", - пишет Леви.
На вопрос о том, что можно сделать в связи с российским и китайским вето в Совете Безопасности ООН, Леви приводит ответ, который дал Николя Саркози представителям ливийского Переходного национального совета 11 марта 2011 года: "Будет необходимо вместе с соответствующими региональными организациями (Лигой арабских государств, Африканским союзом) учредить альтернативную контролирующую инстанцию, которая позволит нам действовать". "Российское и китайское вето - не аргумент, это алиби для тех, кто тайно полагает, что Асаду хватит сил подавить восстание и "вызволить нас из беды", - полагает философ.
Относительно формы, которую должно принять вторжение, Леви предлагает ряд действий, "чтобы остановить убийства, совершаемые режимом Асада". Его план состоит из четырех основных компонентов: создания бесполетной зоны, поддерживаемой с баз НАТО в Турции, в Измире и Инджирлике; создание зоны, запретной для сухопутных войск, также поддерживаемой с воздуха, что позволит предотвратить передвижение вооруженных дивизий, устраивающих террор, из одного города в другой. Третьим компонентом станут очищенные от войск территории, контролируемые Свободной сирийской армией, четвертым - предложенные Турцией буферные зоны в Северной Сирии, которые станут убежищем для мирных граждан, бегущих от войны.
В противоположность тому, что зачастую пишут в прессе, Каддафи пользовался значительной поддержкой в регионе, тогда как Асад, напротив, является изгоем в арабском мире, утверждает Леви. Прежде всего, у него есть закоренелый враг в лице Анкары, члена НАТО с сильной армией, отмечает автор. "И коалиция, которая придет на помощь его жертвам, будет больше, ее будет легче дислоцировать, и она вряд ли будет менее сильной, чем коалиция, учрежденная в Ливии практически только США, Британией и Францией", - пишет он.
Армия США и администрация Барака Обамы сыграли решающую роль в Ливии, пишет автор. Обама, по мнению Леви, является "идеалистом, который страстно борется за справедливость и права человека". Но теперь политическая инициатива должна прийти из другого места, рассуждает он. Важные роли инициатора, координатора и организатора философ отводит Франции. Он обосновывает это тем, что Франция "пользуется серьезным влиянием в регионе из-за своих действий в Ливии, имеет исторические связи с Ближним Востоком и до конца августа председательствует в Совбезе ООН".
Леви признает, что есть опасность вовлечения Ирана в сирийский конфликт, которой не было в случае с Ливией, но утверждает, что эта опасность со временем будет только нарастать. "Стоило бы бояться, если бы сирийское восстание против режима Асада началось через год или два, или через пять лет после того, как Иран осуществил бы свою ядерную программу", - полагает автор.
Леви затрагивает судьбы сирийских меньшинств, в особенности христиан, которыми, по словам автора, "режим Асада манипулировал, притворяясь, будто защищает их". "В стране, где царит разруха и насилие, каждый день приносит новые всплески отчаяния и бессильной ярости, воспламеняя поиск козлов отпущения", - рассуждает Леви. "Но международное сообщество имеет опыт и ресурсы преодоления подобных ситуаций: нетрудно представить себе в Сирии, как только огонь прекратится, решение, подобное принятому в Косово, которое предотвращало расправы над оставшимися в регионе сербами", - говорится в статье. В случае Сирии ооновские силы или, возможно, силы, сформированные только за счет арабских стран, могли бы взять под наблюдение возрождение сирийского общества, полагает Леви.