Во вторник редакторы The Guardian сообщили, как и зачем газета уничтожила жесткие диски компьютеров, на которых хранились копии некоторых секретных материалов, "слитых" в прессу Сноуденом, пишет корреспондент The Guardian Джулиан Борджер. "Решение было принято после того, как правительство пригрозило судебным иском, который мог заблокировать освещение масштабов правительственной слежки США и Великобритании (масштабов, на которые проливают свет документы)", - говорится в статье.
Эта история вылилась в "один из самых странных эпизодов в истории журналистики в компьютерную эру", по выражению газеты. 20 июля в пустом подвале редакции The Guardian на Кингс-Кросс в Лондоне заместитель главного редактора и эксперт-компьютерщик, используя шлифовальные машины и другие приспособления, измельчили жесткие диски и чипы памяти, на которых хранились зашифрованные материалы. "За их работой наблюдали техники Центра правительственной связи (GCHQ), которые делали заметки и фотографировали, но ушли с пустыми руками", - говорится в статье.
Ранее редактор The Guardian Алан Расбриджер проинформировал чиновников, что за пределами Британии хранятся другие копии этих материалов, а The Guardian - не единственный получатель и не управитель материалов, "слитых" Сноуденом. Но власти настояли на том, что эти материалы нужно либо уничтожить, либо выдать. Факт тот, что публикации на эту тему продолжились.
Газета сообщает хронику событий. Вскоре после публикации первой статьи, основанной на материалах Сноудена, в редакцию приехали два высокопоставленных британских чиновника (газета не называет их имен) и вежливо, но твердо потребовали выдать все эти материалы, назвав их крадеными. Тогда чиновники подчеркивали, что предпочли бы уладить дело без лишнего шума, чем обращаться в суд.
Редакторы The Guardian возразили, что масштабы слежки - тема большой общественной значимости, тем более что надзор парламента и судов, видимо, слабы.
Спустя три недели, после публикации еще нескольких статей, чиновники снова связались с газетой. "Вы уже позабавились. Теперь мы хотим получить материалы назад", - сказал один из чиновников. Они также выразили опасения, что иностранные державы, особенно Россия или Китай, могут взломать компьютерную сеть The Guardian. Газета возразила, что материалы хранятся отдельно от сети.
16-19 июля нажим усилился, чиновники стали более прямо грозить судебным иском или даже полицейским обыском. Юристы The Guardian предположили, что правительство потребует судебного запрета либо заведет уголовное дело. "Оба варианта создавали риск, что освещение The Guardian этой темы будет заморожено во всем мире, а газета будет вынуждена отдать материалы", - отмечает издание.
Расбриджер рассудил, что выдача дисков стала бы предательством в отношении Сноудена, так как эти материалы могли быть использованы стороной обвинения. Вдобавок по компьютерным файлам можно было выяснить, кто из журналистов знакомился с материалами и работал с ними.
Расбриджер заключил: лучший вариант - уничтожить лондонскую копию, а новые публикации готовить в Америке (где выходит американская версия The Guardian) и в Бразилии (где живет журналист Гленн Гринвальд). "В Америке журналисты защищены Первой поправкой к Конституции", - поясняет издание.
Газета договорилась с властями о процедуре, которая гарантирует уничтожение материалов, но защитит источники газеты (уничтожении дисков и чипов в подвале, под надзором сотрудников разведслужбы). Но стороны понимали, что другие копии материалов существуют и публикации о масштабах слежки продолжатся.
Расбриджер призвал всех, особенно журналистов, задуматься о грядущих сложностях: "В 2013 году всякий оставляет очень большой цифровой след, к которому очень легко получить доступ".
Также по теме:
Материалы АНБ, которыми располагает Сноуден: США и Британия по-разному смотрят на тактику службы безопасности (The Guardian)