"Популярный американский журналист Дэн Сэведж, автор статей на тему секса и взаимоотношений, призвал к бойкоту русской водки в знак протеста против жестоких притеснений геев со стороны бандитов-националистов и против "антигейского" законодательства, поддерживаемого президентом Владимиром Путиным. Его реакцию можно понять, но перспективы этого бойкота невелики", - комментирует в The New York Times Марк Лоуренс Шред, профессор политологии из университета Виллановы, готовящий к публикации книгу "Водочная политика: алкоголь, самодержавие и секретная история российского государства" (Vodka Politics: Alcohol, Autocracy, and the Secret History of the Russian State).
"Веками российское государство использовало водку для подавления и эксплуатации своего народа", - утверждает автор статьи. Правители - от Ивана Грозного и Петра Великого до Иосифа Сталина - заставляли даже ближайшее окружение напиваться до беспамятства, чтобы разделять их и держать в подчинении. Аналогичным образом государство навязывало водку своему народу, чтобы не давать ему опомниться и держать в зависимости, считает ученый. Он также не сбрасывает со счетов значительные доходы от налогов на продажу водки, поступавшие в казну начиная с XVIII века.
Такие писатели, как Достоевский и Тургенев, изображая пьянство, указывали на отсталость и моральное банкротство самодержавного режима, а Лев Толстой основал общество трезвости, пишет Шред. Диссиденты советских времен Александр Солженицын и Андрей Сахаров были непьющими, замечает автор.
Почему же тогда мы не должны поддерживать призыв Сэведжа к бойкоту?
Во-первых, указывает профессор, осушать стопки с Absolut, Belvedere или Ketel One вместо Stolichnaya - это лишь символический жест, который мало что меняет в жизни российских геев и лесбиянок. Во-вторых, этот бойкот позволит Путину вновь говорить, что "американское чудовище" собирается нарушить российский суверенитет. Третьим и самым важным аргументом политолог считает то, что историческая зависимость Кремля от водочных доходов, в основном, уже позади.
"Stolichnaya оказалась главной жертвой бойкота - гостиница "Москва" на ее этикетке превратилась практически в символ России с 1972 года, когда эта марка стала доступна в Америке, благодаря сделке по поставкам Pepsi в страны Восточного блока", - рассказывает автор статьи. К сожалению, Stolichnaya, которую мы пьем, разливается в Латвии и принадлежит SPI Group из Люксембурга, напоминает он.
В заключение ученый дает свой совет ЛГБТ-сообществу России и их союзникам за рубежом: надо соединить дело борьбы за равные права геев с проблемами, которые находят больший отклик в России, такими как повсеместная коррупция и слабое соблюдение законов. "Включение борьбы за права геев в эти рамки завоюет большие симпатии, чем война с бутылкой", - уверен Шред.