Самую звонкую пощечину топ-менеджер Герхард Шредер получил вчера. В отличие от него, Дон Эванс, бывший министр торговли в администрации Буша, не вольется в "семью" Путина. Иными словами, он не пойдет дорогой, проторенной бывшим немецким канцлером, чтобы стать чиновником Кремля, отвергнув предложение стать президентом или со-президентом нефтяной компании "Роснефть". Видимо, это знак того, что пачка рублей в Вашингтоне стоит дешевле, чем в Берлине. А может быть, у двух бывших политиков различные этические стандарты.
Дело в том, что решение Шредера занять пост председателя комитета акционеров Северо-Европейского газопровода (СЕГ) государственной российской группы "Газпром", компании, созданию которой он сам способствовал в сентябре, еще будучи главой немецкого правительства, и которая должна построить трубопровод стоимостью 4 млрд долларов по дну Балтийского моря, все больше усиливает его изоляцию. Кроме того - по крайней мере, по мнению американских влиятельных аналитиков - моральный уровень немецкой политики, а также европейской политики в целом снижается.
Еще одно различие между двумя берегами Атлантики. Жесткая фраза из комментария, написанного легендой шахмат Гарри Каспаровым для Wall Street Journal два дня назад, в последние часы многократно обсуждается в ходе дебатов на американских телеканалах: "Всего лишь через несколько дней после того, как он был вытеснен с должности канцлера Германии, Герхард Шредер дал понять, что он не пополнит большую армию безработных, оставленную им по итогам пребывания на посту канцлера". Убийственная фраза, прежде всего потому, что Эванс оставил его в одиночестве.
Дональд Эванс не какой-нибудь экс-министр. Он родился в семье техасского владельца нефтяной компании, человек того же круга, что и Джордж Буш, один из самых близких и ценимых друзей президента. Кроме того, пкинув коммерческое ведомство, он не стал сидеть сложа руки: в настоящее время он возглавляет группу финансистов, одну из самых влиятельных на Wall Street, а еще его очень часто называют истинным министром финансов.
Путин очень хотел сделать Эванса главой "Роснефти". Эта нефтяная компания, на самом деле, обладает большими запасами нефти, но у нее есть и свои "скелеты в шкафу". Кремль, владеющий этой компанией, решил придать ей более свежий имидж, поскольку в будущем году она должна выйти на мировую биржу - речь идет о 15 млрд долларов.
Эванс должен был стать тем человеком, который мог бы легитимизировать операции на рынках и заставить позабыть, какой путь пришлось пройти "Роснефти", чтобы стать гигантом. Некоторое время назад она приобрела основное подразделение ЮКОСа, компании, которая до того не нравилась Путину, что он сделал все для ее разрушения, а ее владельца Михаила Ходорковского отправил на восемь лет в Сибирь отбывать наказание. До ее уничтожения компания ЮКОС котировалась на бирже, и многие американские акционеры предъявляют Москве иски за понесенные потери. И это еще не все: "Роснефть" контролирует группа силовиков, ястребы Кремля, бывшие агенты КГБ, как и президент. Эванс должен был обелить имидж "Роснефти" в Америке.
Но Эванс ответил отказом. По личным мотивам и в связи с исполняемыми обязанностями он официально заявил: друг Буш был в курсе сделанного президентом Путиным предложения и не захотел выступать с комментариями. Свою роль сыграла и волна критики, обрушившаяся на Шредера после его вхождения в группу "Газпром". Решающее значение имела превентивная кампания, развернутая ведущими англосаксонскими изданиями с целью отговорить Эванса. Таким образом, был нанесен удар по "праву приобретения" Путиным известных западных деятелей.
Но стратегия по созданию в российской энергетике экономических гигантов мирового уровня продолжает реализовываться. "Роснефть", даже без прикрытия со стороны Буша, является одним из них, хотя основным гигантом остается "Газпром". Сегодня группу, предоставившую работу Шредеру, возглавляет преемник Путина Дмитрий Медведев. "Газпром" уже является крупнейшим производителем метана в мире и совсем недавно купил за 13 млрд долларов акции "Сибнефти" Романа Абрамовича, российского олигарха, владельца футбольного клуба "Челси".
"Газпром" становится энергетическим лидером планеты, и все это - под руководством Путина и Кремля, который наполовину является центром власти, наполовину - штаб-квартирой самого дорогостоящего бизнес-проекта, причем очень непрозрачного. Бывший американский политик подумал об этом и в конечном итоге решил отступить. Но немецкий политик не смог сопротивляться.