Без всякого энтузиазма Европейский союз возобновляет в среду переговоры с Ираном по ядерному досье. Представители европейской "тройки" в лице дипломатических ведомств Франции, Великобритании и Германии (так называемой "ЕС-3"), пытающиеся убедить Республику Иран отказаться от ядерных проектов, не ожидают ничего хорошего от этой очередной встречи, которая должна состояться в Вене.
Европейские и иранские дипломаты не встречались с 25 мая, когда переговоры в Женеве натолкнулись на ядерные амбиции мулл. С августа 2002 года международное сообщество подозревает режим мулл в желании обзавестись ядерным оружием под прикрытием гражданской программы строительства атомных электростанций.
К несчастью для европейской дипломатии, победа на июньских президентских выборах досталась человеку, на которого никто не ставил и риала (денежная единица Ирана. - Прим. ред.) - ультрарадикалу Махмуду Ахмадинежаду. С тех пор Тегеран заметно ужесточил свою позицию. 5 августа он возобновил переработку урана, что повлекло за собой окончательное прекращение переговоров с европейскими странами.
Четыре месяца спустя Тегеран остался глух к инициативе России, которая предложила обогащать иранский уран на своей территории. Настаивающие на своем "суверенном праве иметь ядерную энергетику", иранцы требуют предоставления им возможности обогащать уран на своей территории.
Глава национальной ядерной программы Голам Реза Агазаде заявил, что в Вене им будут сформулированы новые предложения. Он упомянул о возможности привлечения к процессу обогащения иностранных компаний.
Несмотря на это, европейско-иранские отношения напоминают поле, усеянное руинами. Брюссель заявляет, что его терпение находится "на пределе" после последней "совершенно неприемлемой" провокации президента Ахмадинежада, который назвал Холокост "мифом".
Есть основания опасаться, что сегодняшняя встреча сведется к "разведочным контактам", как выразился один из членов "тройки", выжидать уже нельзя. Германия, традиционно склоняющаяся к примирению с Ираном, на коммерческий потенциал которого с вожделением взирают немецкие фирмы, сняла ружье с плеча. Приход на пост канцера Ангелы Меркель, занимающей более проатлантические позиции, чем ее предшественник Герхард Шредер, все же что-то да значит. К тому же высказывания Махмуда Ахмадинежада изменили линию берлинской дипломатии. Она уже не исключает введения торгового эмбарго и запрета на въезд иранского президента в Германию.
"Ситуация ясна, - говорит дипломат "тройки". - Если иранцы возобновят обогащение, мы тут же обратимся в Совет Безопасности". Решение проблемы по-прежнему зависит от Москвы: разрываясь между стремлением помешать Ирану обзавестись бомбой и перспективами выгодных контрактов с Тегераном, она до сих пор не выбрала, к какому лагерю примкнуть.
Казни детей
Вчера ЕС обвинил Иран в серьезных нарушениях прав человека и казнях детей. Об этом говорится в заявлении Британии как председателя Евросоюза. "В 2005 году Иран казнил больше детей, чем в предыдущие годы", - заявляет ЕС, отмечая частоту вынесения в Иране смертных приговоров.