Люди, едва не попавшие в объятия смерти, становятся очень внимательными ко всему, что преподносит им жизнь. Люди, бывшие когда-то самыми могущественными в мире, не являются исключением. Билл Клинтон пережил сложные моменты и стал мудрее. "Я благодарен за каждый новый день. Я думаю, что стал более чутким по отношению к другим людям", - рассказывает он в интервью газете Independent о двух операциях, которые в прошлом году спасли ему жизнь. Больше никаких гамбургеров и выходок в стиле парня из Арканзаса, которыми ему нравилось приводить в ужас ответственных за протокол в Белом доме. Он укротил свой холестерин ("буду принимать таблетки всю оставшуюся жизнь"), он не намерен больше совершать грубых ошибок. Но это его не расстраивает, так же как и тот факт, что он оказался в руках хирургов ("у меня столько шрамов, как у человека, который боролся с тигром"). Напротив, длительное пребывание на хирургическом столе помогло ему вылечиться от других, более глубоких рубцов.
"Мне доставляет огромное удовольствие то, что я могу помочь Хиллари", - говорит он. И добавляет: "Я больше не собираюсь гоняться за какими-то постами, я горд тем, что этим занимается она". Эта супружеская пара, которая неоднократно оказывалась на грани разрыва, воссоединилась вновь. "Муж сенатора" развил теорию о брачных отношениях: "Когда дети подросли, самым важным оказывается участие в жизни супруга, нужно продолжать оставаться его лучшим другом". Челси уже взрослая девушка, работающая в консалтинговой фирме McKinsey в Лондоне с национальной санитарной службой и реализовавшаяся мечту родителей: "У нее характер и ум матери, очень сильная этика. От меня она унаследовала энергию". И о себе он говорит: "Большую часть своих ошибок я совершил, когда слишком уставал и не отдавал себе в этом отчета".
Но новый человек - это зрелый политик. Он всегда был великодушен к своему преемнику Бушу. Не называя его, Билл говорит, что опасается использования "религии как политического оружия", считая это очень опасной иллюзией, несовместимой с демократией. У Клинтона спросили: "Мы совершили какие-то ошибки в войне с терроризмом?" Он отдает должное разведке ("мы не представляем, от скольких ужасных вещей она нас спасла") и советует лучше проверять тысячи контейнеров, прибывающих в США, потому что положить в них химическое или ядерное оружие проще простого. Что касается Ирака, то ситуация там отличается от того, что было во Вьетнаме. Это "болото", согласен он, но там приняли участие в выборах 58% иракцев. Чтобы Багдад не превратился в Сайгон, необходимо привлечь к политической жизни суннитов и как можно быстрее подготовить национальную армию: "Эти два условия должны быть выполнены, прежде чем американцы устанут от того, что их молодежь гибнет на фронте". Исторические прецеденты не вдохновляют: "Лишь британцам удалось подавить восстание в Малайзии - через 15 лет". Но история не обречена на повторение, о чем свидетельствует вторая жизнь этого спокойного 50-летнего мужчины.