Политики не умирают, они просто оседают в советах директоров. Уход Герхарда Шредера с государственной службы вполне соответствует этому афоризму, вот только он упорно не желает "оседать".
Бывший канцлер Германии после ухода со своего поста взял лишь двухнедельный отпуск, а потом получил должность в компании Северно-Европейский газопровод, которая будет прокладывать трубопровод от берега до берега Балтийского моря. Едва ли у него было время выступить на обедах, а тем более написать мемуары, прежде чем его назначили главой комитета акционеров европейского предприятия "Газпрома".
Хуже того, быстрое согласие Шредера на мешок рублевых контрактов резко отличается от уверток Дона Эванса, бывшего министра торговли США, который одним махом отказался от предложенного президентом Владимиром Путиным высокого поста в государственной нефтяной компании "Роснефть", где упокоились конфискованные у ЮКОСа производственные активы.
В случае Шредера это действительно бизнес, а не представительство на корпоративных вечеринках, которое обычно практикуют бывшие британские министры. Это плавный переход от формирования политики в Германии к исполнению политики Кремля.
Крики "позор" прозвучали в Европарламенте, но в Германии пожали плечами: Германии нужен газ, у России он есть, а Шредер заключил с президентом Путиным сделку на строительство транспортера. Если новый трубопровод не пойдет через Польшу и неугомонные страны Балтии, тем лучше.
Еще интереснее то, как спектакль с советом директоров помогает президенту Путину. На первый взгляд, обхаживание Шредера и Эванса является классической уловкой для приобретения респектабельности. "Роснефть" готовят к размещению акций на Лондонской бирже, и американской шляпой можно было бы прикрыть проплешины. Не получив Эванса, Кремль, несомненно, обратит взор на Британию, где нет недостатка в отставных политиках, а престижных должностей на всех не хватает.
Парадоксально, но такая PR-стратегия является почти точной копией пиара врага президента Путина, Михаила Ходорковского, отправленного в сибирскую тюрьму. Бывший глава ЮКОСа неутомимо обхаживал представителей западного истеблишмента, назначая американцев в совет директоров (откуда они теперь уходят). По совету американской PR-компании Apco он создал фонд "Открытая Россия" и назначил в совет директоров Генри Киссинджера и лорда Ротшильда.
Попытки президента Путина раскрутить маховик пиара не произвели впечатления на The Wall Street Journal, которая в понедельник обрушилась на Эванса, обвинив его в том, что он ставит "негласную печать президентского одобрения на темные делишки Кремля". Этого оказалось достаточно, чтобы перепугать незадачливого экс-министра.
Пиар - это лишь фрагмент истории, так как Путин занимается не только покупкой благосклонности. Его подлинная цель - создание зависимости, а газ - это наркотик, на который можно посадить. Америке катастрофически не хватает топлива, и "Газпром" уже отправляет пробные партии сжиженного газа в американские порты, готовя крупный экспортный проект. Так что назначение Эванса или Шредера на ключевой пост не только реклама, это стратегия.
Посмотрите на "Газпром": правление возглавляет Дмитрий Медведев, глава президентской администрации, которого многие называют преемником Путина. Членом совета директоров является Бурхард Бергманн, президент немецкого партнера "Газпрома", компании E.ON Ruhrgas. Президентом в "Роснефть" посадили заместителя Медведева Игоря Сечина.
Возмущение по поводу ненадлежащего смешивания политики с коммерцией выглядит показным. Дело не в коммерции. Речь идет о будущем России, ее могуществе и влиянии. Не удивляйтесь, если через несколько лет возглавит правление "Газпрома" не кто иной, как бывший президент России Владимир Путин.