Вчера Россия объявила об отмене важной выставки французских и российских шедевров: это стало ударом не только для Королевской академии, но и для всех, кто надеялся, что ухудшение отношений Лондона с Москвой не затронет другие области общих интересов. После нескольких недель полемических обвинений российское управление по культурным вопросам заявило, что не станет отправлять произведения искусства в Лондон, поскольку Великобритания не предоставила необходимых гарантий, что те не будут конфискованы. Не помогли даже неоднократные заверения правительства в том, что работы будут защищены от любых судебных исков со стороны потомков людей, владевших картинами до их национализации большевиками.
Бесспорно, юридические гарантии необходимы. Пять лет назад швейцарский судья ненадолго арестовал 55 картин из музея имени Пушкина, когда они покидали Швейцарию, в связи с иском некоего недовольного предпринимателя. Аналогичные угрозы конфисковать произведения искусства звучали в Америке, где эмигрантские семьи хотят добиться компенсации за потерянное в 1917 году. Великобритания - одна из немногих европейских стран, законы которых не защищают предметы искусства от наложения ареста, хотя соответствующий законопроект рассматривается парламентом. Вчера министр культуры Джеймс Парнелл заявил, что принятие закона будет ускорено, чтобы успеть предоставить гарантии до открытия выставки.
Но Москва, судя по всему, не собирается ослаблять нажим. Само время, когда поступил отказ, вызывает подозрения. Выставка Королевской академии планировалась в течение двух лет. Отказ же поступил в последний момент, что вызовет максимум затруднений и финансовых потерь: ранее сделать заявления для каталога предложили президенту Путину и премьеру Гордону Брауну, существовали обширные рекламные планы.
Очевидно, что спор вызван политическими причинами. Всего несколько недель назад правительство России приказало закрыть все представительства Британского совета за пределами Москвы. Этот шаг затронет тысячи россиян, которые учат английский язык, берут напрокат британские фильмы и книги, желая больше узнать о жизни и культуре Великобритании. Подобный шаг отбрасывает Россию на 40 лет назад, когда в советские регионы отправились первые преподаватели Британского совета. Удар нанесен одному из базовых принципов, которые обсуждались в ходе подписания Хельсинкских соглашений и были возобновлены после падения коммунизма - принципу значимости международного обмена. Наибольшую тревогу вызывает то, что Россия явно связывает закрытие Британского совета с делом Литвиненко. А это уже возвращение к внешней политике в советском духе, которая была неспособна разделять различные вопросы и задачи. Может показаться, что причиной подобного решения стала банальная злоба, однако оно может быть вызвано в одинаковой мере и преданностью Путина собственным спецслужбам, которые обвиняют в причастности к убийству Литвиненко, и стремлением России поиграть мускулами.
Новые культурные войны России отдают ксенофобией и национализмом, которые занимали не последнее место и в советской, и в российской политике. Конфликты в сфере бизнеса понятнее: притеснение крупных инвесторов наподобие Shell и BP неприятно, но ясно, что это в целом грубая попытка извлечь максимум выгоды из энергетического превосходства России. В то же время, России и Великобритании необходимо сотрудничать по множеству вопросов - от Косово до Ирана. А отказ поддерживать культурные связи, крайне важные для множества образованных россиян, столь же печален, сколь и вреден для будущих отношений.