Россияне открывают для себя всю мощь интернета как политического инструмента, отмечает The Financial Times в статье из специального цикла "Россия в 2011 году". Два года назад блоггеру Дмитрию Терновскому приснилось, что, катаясь на лыжах, он случайно встречает президента Медведева и берет у него автограф, повествует журналистка Юлия Иоффе. Через неделю сон, как ни странно, сбылся, и Терновский воспользовался случаем, чтобы попросить об отмене запрета на съемки профессиональной фототехникой в Кремле и на Красной площади. Как вспоминает Терновский, через час новостные агентства сообщили, что Медведев приказал директору ФСБ отменить запрет.
"Встреча президента с Терновским не только была показана по федеральному телевидению, но и стала катализатором проекта Терновского "Страна без глупостей", - пишет автор, поясняя, что Терновский борется, например, за свободу фотосъемки в общественных местах. Через блог и Twitter он советует гражданам жаловаться в прокуратуру в случае, если охранник требует стереть фотографии. "Ко всеобщему удивлению, прокуратура перестала игнорировать такие жалобы, начала отвечать и решать вопросы в пользу жалобщиков", - сообщает автор.
"В стране, где злоупотребления властью и наглое несоблюдение законов стали общепринятым бытовым явлением даже по мелочам, борьба, которую ведет Терновский, - новаторская попытка не впасть в самоуспокоенность, которая способствует существованию столь мрачных реалий", - пишет Иоффе. "Мы пытаемся показать людям, что иногда достаточно минимального усилия, дабы что-то изменить", - поясняет Терновский.
В этом году Россия вышла на первое место в Европе по числу интернет-пользователей: более 50 млн. Несколько инициатив пользуются этим бумом, чтобы совершить нечто неслыханное для российской истории - мобилизовать гражданское общество. "В России социальными вопросами всегда ведало государство, а не народ. Эта ситуация существовала здесь тысячу лет в общей сложности", - говорит основоположник рунета Антон Носик.
Перемены произошли лишь в последнее время, благодаря широкополосному доступу в интернет, "Живому журналу" и социальным сетям. За последний год эти три столпа стали опорой для ряда новаторских общественных движений - например, "РосПила" Алексея Навального, где метод краудсорсинга используется для поиска нечестных тендеров на госзакупки.
"Нынешняя задача движения - создать специальные приложения", - пишет автор. Терновский участвует в разработке приложения, которое позволит людям отправлять жалобы в прокуратуру прямо с мобильного телефона, пока не прошел запал. Возможно, на фоне разговоров о подтасовках на выборах станет популярно и приложение RUGolos, позволяющее зафиксировать, где и за кого пользователь проголосовал. "Идея в том, что благодаря популярности смартфонов приложение накопит достаточно данных, дабы стать независимым противовесом официальным результатам выборов", - говорится в статье.
У движения "Синие ведерки" свое оружие - его участники предпочитают публично устыдить. Автомобилисты, фиксирующие нарушения ПДД машинами с мигалками, передают организаторам фотографии или видеозаписи, которые распространяются через их "Живой журнал" (без малого 40 тыс. членов сообщества, сотни тысяч посетителей в месяц). "Информация неизбежно попадает в новости и еще более разжигает негодование", - отмечает автор. По словам одного из координаторов движения Петра Шкуматова, водители автомобилей с мигалками теперь "не всегда решаются включать свои дискотечные огни". "Конечно, закон им это разрешает, но тот факт, что общество возмущается и они видят это возмущение, явно заставляет их призадуматься", - пояснил Шкуматов.
"Цель "Синих Ведерок" - сдерживать демонстративное акцентирование своего престижного положения, которое в современной России до комизма повсеместное явление", - отмечает Иоффе. Шкуматов и другие координаторы движения стараются уберечь его от чрезмерной централизации, чтобы оно не превратилось в "орудие воплощения чьих-то амбиций". "В России до сих пор СССР, - говорит Шкуматов: - едва вступив в какую-то организацию, человек хочет стать генсеком КПСС".
В последнее время российская блогосфера стала мощным инструментом для самоорганизации людей, разделяющих мнение Шкуматова. На следующий день после выборов около 6 тыс. молодых людей вышли на митинг, собравшись с помощью Facebook и Twitter. Эта акция опровергала устоявшиеся представления, что "российская молодежь слывет апатичной, и даже те, кто не апатичен, редко выходят протестовать: они считают, что демонстрации - занятие крикунов и стариков".
Авторы пародии KermlinRussia недавно объединились с дизайнером Егором Жгуном и сделали агитационный ролик вымышленной партии "О**енная Россия". "Идея партии в том, чтобы оставить в прошлом нехороших людей - Путина, Медведева и их друзей - и мобилизовать "партию интернета", - поясняет автор. Ролик набрал сотни тысяч просмотров, но ничего вроде бы не происходило... пока не началось. "Интернет - новая политическая жизнь. Он смог организовать первую за много лет серьезную акцию протеста", - сказал в интервью один из авторов KermlinRussia.
Уличные акции протеста уже совершили нечто важное - разрушили барьер между высказываниями в интернете и в "реале", подчеркивает Юлия Иоффе. 10 декабря на Болотной площади Шкуматов поблагодарил всех, кто пришел, за то, что они продемонстрировали Кремлю: они не быдло. Произнося речь, он одновременно снимал толпу на видео, замечает автор.