25 сентября я провозгласил, что российская демократия умерла, признается в блоге на сайте Globe and Mail журналист Марк Макиннон. Днем ранее он увидел, как президент Медведев под гром аплодисментов объявил, что баллотироваться в президенты будет Путин.
"Тогда я был прав в том, что касается намерений Путина, но ошибся относительно реакции россиян", - пишет автор. На парламентских выборах большинство проголосовало за оппозицию, а затем, после сообщений, что результаты "Единой России" были завышены, многие вышли на улицы, чтобы потребовать перевыборов.
"Возможно, съезд 24 сентября в Лужниках останется в истории не как гибель российской демократии, а как толчок к возрождению политической конкуренции", - заключает автор.
Сами по себе демонстранты не несут серьезной угрозы для власти Путина, но выражаемые ими настроения "бросили тень сомнения на передачу власти, спланированную и объявленную без долгих размышлений о возможной реакции народа", пишет автор. Складывается впечатление, что на президентских выборах Путин не наберет 50% голосов в первом туре.
Оппозиция пока сильно разобщена и не способна договориться о своем кандидате, которого поддержали бы массы. Либералы, националисты, коммунисты, социалисты и анархисты, выходящие на улицы, мало в чем соглашаются друг с другом, если не считать необходимости бросить вызов Путину. В субботу на проспекте Сахарова лидеры протестного движения вновь попытаются дать ему толчок и сплотить его ряды, говорится в статье.
"Еще больше, чем размах митингов, меня поражает тот факт, что россияне вновь заинтересовались политикой", - пишет Макиннон, поясняя, что большинство почти безразлично взирало, как Путин ограничивал свободу слова, преследовал оппонентов и даже отменил выборы губернаторов.
Как сообщает журналист, мало кто из его старых русских друзей не согласен с мнением оппозиции, что правительство Путина погрязло в коррупции, сковывающей развитие страны. Это пока не "цветная революция", но все же пробуждение, заключает автор.