Казалось бы, в России сейчас самый подходящий момент для возвращения коммунистов, замечает The New York Times. На недавних парламентских выборах КПРФ набрала почти 20% голосов и укрепила свои позиции как сильнейшая оппозиционная партия на фоне усталости электората от "Единой России", поясняет журналист Дэвид М.Хершенхорн. Вдобавок мировой финансовый кризис - просто кладезь иллюстраций для пропаганды о язвах капитализма.
"Но вместо того, чтобы стать главным героем Великого Красного Возрождения, многолетний лидер партии Геннадий Зюганов обнаружил, что балансирует на политическом канате", - говорится в статье. Резко раскритиковав выборы и заявив о фальсификациях, он одновременно лавирует, чтобы воспользоваться благами победы на тех же самых выборах, в частности получить для своей фракции руководящие посты в важных думских комитетах.
"Он присоединился к народным акциям протеста против правительства Путина, но старается помешать усилению либеральных реформаторов, организующих митинги, - разоблачает их, именуя диверсантами, опасными для будущего России", - говорится в статье. Так, в субботу Зюганов публично заявил, что и власти, и "ультралибералы" делают одно и то же грязное дело.
"Однако самым сложным политическим пируэтом для Зюганова будет, пожалуй, задача убедить российских избирателей, что у коммунистов есть реальный план развития страны, а не просто желание переставить часы, вернув ее в советское прошлое", - пишет Хершенхорн. По мнению автора, это будет нелегко, так как платформа КПРФ основана преимущественно на ностальгии, а многие россияне пришли к выводу, что при рыночной экономике им живется лучше.
Сейчас предпринимаются серьезные усилия по ребрендингу компартии, адресованные молодому поколению, отмечает издание. Ключевой лозунг - "Вернем себе украденную Родину!": лидеры партии обещают ренационализировать ключевые отрасли, но обещают оставить значительную часть экономики в частных руках и развивать демократические институты.
Екатеринбургский политолог Константин Киселев сомневается, что модернизация КПРФ удастся. "Будут распространяться не традиционные идеи коммунистов, а желание голосовать за их партию как за оппозиционную", - приводит его мнение издание.
Зюганов - сам себе главная помеха: "он во всем выглядит как высокопоставленный функционер КПСС старой школы", говорится в статье.
Слабые места КПРФ проявились на недавнем митинге в Москве: разрешение было получено на 10 тыс. участников, но собралось менее 3 тыс., в том числе много стариков. Правда, присутствовали и молодые люди. "В богатейшей стране мира люди живут в нищете. Такого мы не должны терпеть", - заявил в интервью 34-летний Александр Голиков. 28-летняя Ирина Турхан сказала, что многие молодые поддерживают коммунистов из-за тяжелого экономического положения. Она пояснила, что отдает ползарплаты на ипотечные платежи и не может позволить себе обзавестись детьми.
Советник Зюганова Леонид Доброхотов сказал, что популярность коммунистов растет, поскольку популярность "Единой России" падает: российскую молодежь привлекают такие элементы прежней системы, как хорошая система образования и бесплатное жилье. Доброхотов провел параллели с 1917 годом: "Все хотели жить без царя, но имели принципиально разные представления о будущем".