Россия получила редкую для себя возможность выступить на глобальной сцене, как сообщает немецкое издание Frankfurter Allgemeine: в начале декабря этого года началось председательство Российской Федерации в "большой двадцатке". Таким образом, Россия стала первой страной, не являющейся членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), возглавившей форум 20 крупнейших экономик мира.
Однако программа, подготовленная Кремлем по этому случаю, - не что иное, как набор красивых фраз, которые должны прийтись по вкусу многим, говорится в статье. Да и революционной ее не назовешь. Как заявила Ксения Юдаева, российский шерпа на G20, России "предстоит сконцентрировать усилия форума крупнейших экономик мира с целью обеспечения экономического роста и создания рабочих мест во всех без исключения странах". Причем среди главных приоритетов - "необходимость увеличения инвестиций в разные секторы экономики, обеспечение доверия и транспарентности на рынках, а также установление эффективного регулирования экономики". Также следует учесть еще два аспекта, на которые обратил внимание российский президент Владимир Путин, а именно - финансирование инвестиций и сокращение задолженностей государств. Естественно, способы претворения данных идей в жизнь, подчеркивает издание, не указаны.
Между тем у России немало проблем по данным вопросам у себя "дома": если с внешним долгом, составляющим порядка 11% ВВП, Россия чувствует себя уверенно, то инвестиции, в том числе в инфраструктуру, явно хромают. Лишь совсем недавно, в своем ежегодном послании, российский лидер пообещал выделить 100 млрд рублей на развитие инфраструктурных проектов, пишет издание.
Не самым лучшим образом выглядит и ситуация с инновациями: Россия, по мнению Европейского банка реконструкции и развития, недавно опубликовавшего свой доклад, часто "не улавливает" тенденции и выделяет средства без учета реальных потребностей рынка. Например, правительство направляет массу денег в показательный проект "Сколково" - российскую "Силиконовую долину" - не имеющий отношения к реальному сектору экономики. Зачастую Кремль выбирает какую-ту более-менее "понятную" отрасль и ставит перед ней заранее определенные задачи, вместо того чтобы отдать "определение лучшего результата на усмотрение рынка", говорится в статье.
Как подчеркивает Frankfurter Allgemeine, не на пользу стране идет и тот факт, что на развитие науки тратится всего 1% от ВВП и государство финансирует 75% от всех затрат. Причины сложившейся ситуации эксперты банка видят в слабых общественных институтах, проблемах с защитой интеллектуальной собственности и в желании государства все контролировать.