По мнению Брюно Тертре, заместителя директора Фонда стратегических исследований (FRS), убийство российского посла в понедельник в Анкаре не должно отрицательно сказаться на потеплении отношений между Турцией и Россией. Интервью взял журналист Le Figaro Эдуар де Марешаль.
"Некоторые сравнивают убийство российского посла с убийством эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, в 1914 году в Сараево, которое спровоцировало Первую мировую войну. Почему вы считаете, что эти два события несопоставимы?"- спросил интервьюер.
"Мне понятно подобное сравнение, оно отсылает к столкновению империй в начале XX века, когда игра альянсов привела к Первой мировой. Действительно, как Россия, так и Турция сегодня следуют имперской логике, взять хотя бы утверждения, что они не удовлетворены своими нынешними границами. Однако сопоставление с тем, что произошло в 1914 году, неуместно по трем причинам, - считает Тертре. - Прежде всего, Россия и Турция в настоящее время поддерживают хорошие отношения. Москва и Анкара никоим образом не ищут повода враждовать между собой. Далее, геополитическая ситуация на европейском континенте сегодня гораздо более сложная, нежели в 1914 году, когда она сводилась к дуэли между двумя альянсами. Турция находится под защитой НАТО, но страны Североатлантического альянса вряд ли будут готовы ее защитить, если она подвергнется прямой агрессии. "Момент Сараево" скорее произошел в ноябре 2015 года, когда турецкий истребитель сбил российский самолет, который нарушил ее воздушное пространство".
"Турецкие журналисты выдвигают версию о том, что террорист был связан с сетью проповедника Фетхуллаха Гюлена, особо ненавистного для Реджепа Тайира Эрдогана. Такие обвинения кажутся вам правдоподобными?" - спросил журналист.
"Я не думаю, что сети проповедника Фетхуллаха Гюлена заинтересованы в подобном теракте, не считая того, что слова убийцы носили явно джихадистскую направленность", - сказал собеседник издания.
"Теракт может вновь поставить под угрозу дипломатическое потепление между Россией и Турцией?"
"Оба участника заинтересованы не допустить того, чтобы это происшествие отразилось на потеплении отношений. Тем не менее, между Анкарой и Москвой существует лишь тактический альянс, основанный на коммерческих интересах (в частности, в области энергии), и "разделение труда" в Сирии, - ответил Тертре. - Их сближение остается непрочным по многим причинам. Владимир Путин - хладнокровный зверь, тогда как Эрдоган вспыльчив, оба позиционируют себя как "мужественные" руководители и порой ведут себя непредсказуемо. Следует также учитывать, что общественное мнение в обеих странах отличается весьма националистическим характером. Вчера вечером в российских соцсетях стали писать, что убийство российского посла - это провокация НАТО... Нельзя исключать и того, что активисты или российские хакеры, к примеру, свалят все на турецкие интересы. Наконец, в Сирии, помимо тактического сотрудничества, надо подчеркнуть различие их стратегических интересов: Москва твердо поддерживает режим, в то время как Турция желает ухода Башара Асада".
"Трехсторонняя встреча в этот вторник между Россией, Турцией и Ираном по будущему Сирии все же состоялась. Это происшествие рискует отягчить переговоры?" - спросил журналист.
"Нет, не думаю, что оно непосредственно повлияет на сегодняшние переговоры. Это совещание трех главных участников конфликта имеет особую важность. Если они договорятся о ближайших этапах, которые надо преодолеть в поиске решения по сирийскому досье, то мы станем свидетелями либо стабилизации - вернее, возобновления переговоров, что на руку Москве, отныне находящейся в сильной позиции, - либо продолжения координации военных действий, на этот раз против "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), возможно с перспективой отвоевания востока Сирии. Но если они не договорятся, то каждый будет добиваться осуществления своего национального проекта. Наиболее вероятный сценарий таков, - считает эксперт: - война будет тянуться без конца в ущерб всему сирийскому народу".