Француженка, признанная гражданским истцом в рамках расследования по делу о коррупционной системе в верхушке Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), впервые рассказывает о своем поступке на страницах Le Monde. Интервью записал журналист Ян Бушез.
Она в своем роде первооткрывательница. 20 сентября французская марафонка Кристель Доней стала первой спортсменкой, признанной гражданским истцом в рамках расследования, открытого во Франции два года назад национальной финансовой прокуратурой по поводу коррупционной системы в верхушке IAAF, которая прикрывала случаи применения допинга российскими легкоатлетами. На сегодняшний день она стала первой спортсменкой, которая это сделала.
"Несколько лет назад, когда Лилия Шобухова и Инга Абитова [две российские марафонки] были отстранены от соревнований из-за применения допинга посредством своего биологического паспорта спортсмена, я задумалась: "Они отняли у меня деньги и места". Вследствие этого я не получила должной компенсации. Тогда я не знала, что предпринять, чтобы потребовать возмещения нанесенного мне ущерба. Когда разразился скандал с этим делом и было открыто расследование, мы с моим адвокатом Антуаном Вуамантом решили, что это удобный момент для того, чтобы заставить признать ущерб", - сказала Доней.
"В первую очередь, существует финансовый аспект ущерба. Будь то марафон в Нью-Йорке в 2010 году [она оказалась 6-й, обойденная Ингой Абитовой] или в Чикаго в 2011 году [она стала 5-й, обойденная Лилией Шобуховой], я потеряла место. И мне не была выплачена соответствующая сумма. Однако ущерб касается также наград и переговоров со спонсорами: когда вы приходите третьей или четвертой на большом марафоне, это не одно и то же. Это влияет также на единовременное пособие для будущих забегов, которое является предметом обсуждения. И, наконец, существует моральный ущерб, сам факт понимания того, что я бежала рядом с конкурентками, принявшими допинг, в то время как я делала все, чтобы соответствовать нужному уровню честным способом", - поясняет марафонка.
"Дело, касающееся IAAF и России, нанесло ущерб имиджу спорта и очернило мою спортивную дисциплину - марафон. Я хочу, чтобы спорт был чистым, и как легкоатлетка буду бороться с таким бедствием, как допинг", - заявила спортсменка.
"Надо быть способным совершать поступки. Может быть, какие-то спортсмены на это не решаются. Или думают: "Раз дела обстоят так, то ничего не поделаешь". Это щекотливый вопрос. Мне грустно видеть, как регулярно пересматривают места в общих зачетах. Ты не слышишь национальный гимн в день соревнований, получаешь медали по почте. Это оскорбительно. На сегодняшний день я единственная спортсменка, признанная гражданским истцом, хотя я далеко не единственная, кто стал жертвой этой системы", - полагает Доней.
"Что вы думаете о российских спортсменках, которые теперь отстранены от соревнований, в частности, о Лилии Шобуховой, долгое время применявшей допинг, пока случай не помог раскрыть это дело?" - спросил интервьюер.
"Я недостаточно осведомлена об этой истории для того, чтобы поставить себя на место Шобуховой и других. Но все россияне, мужчины и женщины, действовали в рамках этой системы. Возможно, они тоже стали жертвами того окружения, которое внушало им, что надо выиграть, добиться успеха для своей страны. Когда вы оказываетесь внутри системы, сложно оттуда выйти", - ответила собеседница издания.