Корреспондент газеты "Либерасьон" встретился с Максимом Венгеровым. Сегодня вечером в Theatre des Champs-Elysees состоится его концерт. В программе вечера - произведения Корелли, Генделя, Моцарта, Баха и Бетховена. Партию клавесина будет исполнять Тревор Пиннок.
Музыкантов его поколения, способных заставить говорить о себе, не так много, - пишет автор статьи. В этот понедельник в Theatre des Champs-Elysees с программой, в которую войдут произведения Корелли, Генделя, Моцарта, Баха и Бетховена, выступит Максим Венгеров, родившийся в Новосибирске. Уже в возрасте 8 лет он исполнял "Капризы" Паганини, а в 9 лет - Концерт Мендельсона для скрипки с оркестром, солируя с симфоническим оркестром своего города. Партию клавесина будет исполнять Тревор Пиннок. Это возможность встретиться с одним из самых знаменитых учеников Захара Брона, считавшегося в середине 90-х годов большой надеждой мирового скрипичного искусства, наряду с Вадимом Репиным и Жилем Саамом. Родившийся 20 августа 1974 года, Венгеров очень рано начал участвовать в занятиях детского хора, которым руководила его мать, и в репетициях оркестра, в котором его отец играл на гобое. Он выбрал скрипку потому, что "этот инструмент самый заметный на сцене". Действительно, после завершения своего первого частного концерта, 5-летний Максим раскланивался в течение 20 минут: "Это был самый убедительный мотив отказаться от стремления стать хоккеистом и работать с инструментом".
- Кого вы считаете абсолютным примером для подражания: Ойстраха, Хейфеца, Менухина?
- Да, что касается скрипки. Но мой идеал - Рахманинов. Когда я слушаю его записи, я слышу авангардиста, обеспокоенного будущим музыки и исполнительского искусства. Его миссия - это его творчество, полное энергии, переливающееся красками. Хотелось бы воссоздать условия, в которых бы могла свободно развиваться музыка как стиль жизни и мышления.
К сожалению, темп жизни очень высок. Именно поэтому я решил перейти от 130 концертов в год, по крайней мере, до 70, - говорит скрипач.
- После Концерта, который вам посвятил Щедрин, не появилось ли у вас желания исполнять произведения других современников?
- Мне понравился лиризм, мелодии, великолепное переплетение звуков в произведении Щедрина, в нем я нашел все, что я люблю в Бетховене, Чайковском, Стравинском и Шенберге, они разнообразили свою палитру красок и оказывали влияние на развитие музыки.
- Вам 26 лет, а вы уже играли с Ростроповичем, Баренбоймом, Йо Йо Ма, вы уже наметили другие планы?
- Я пытался уделить время Гуско, проекту Юнисеф, который привел меня в Уганду с целью спасения детей, попавших в армию, где их научили убивать. Их пытаются вернуть в семьи, но существуют страх, голод, СПИД... Я думаю, что моей единственной заботой на сегодняшний день должно стать содействие распространению идеи братства.
- Какой была самая убийственная критика в ваш адрес?
- Когда в 80-ые годы в Россию приехал Горовиц, к нему подошел один молодой человек и сказал: "Господин Горовиц, я ненавижу вашу манеру игры". Горовиц ему ответил: "Это нормально, не может быть так, чтобы все любили мою игру".