Суд по делам банкротства южного округа штата Техас в Хьюстоне на этой неделе примет два важных для мирового энергетического бизнеса решения. Одно из них касается российской компании ЮКОС, второе - бывших руководителей группы Enron.
Судья Летиция Кларк должна будет решить, имеет ли право лишенная части активов российская нефтяная компания продолжать свою битву с российским правительством в американском суде или же ей придется искать альтернативную юрисдикцию.
На прошлой неделе судья Кларк пообещала скоро принять решение относительно этого двухмесячного разбирательства, и распоряжение может быть выдано уже завтра.
Через два дня ее коллега судья Сим Лейк объявит, когда должны предстать перед судом обвиняемые в мошенничестве и заговоре бывшие руководители Enron.
В обоих случаях решение может быть непредсказуемым, и единственное, что известно наверняка: в связи со всем этим казна юридического сообщества Техаса существенно пополнилась.
Появление ЮКОСа в суде Техаса в прошлом декабре было более ожидаемым, чем появление там людей из Enron. Судебные эксперты внимательно следят за исходом дела, которое будет рассматриваться как прецедент для последующих случаев, когда иностранная компания будет пытаться добиться компенсации через американскую судебную систему.
ЮКОС, чей финансовый директор, американец по происхождению, перебрался в Хьюстон, опасаясь ареста в Москве, 14 декабря подал прошение о защите в связи с добровольным банкротством. Компания также добилась от судьи Кларк распоряжения, запрещающего проведение аукциона по продаже "Юганскнефтегаза", основного нефтедобывающего актива компании.
Российские судебные исполнители конфисковали "Юганск" и продали его вопреки этому распоряжению в счет уплаты спорных долгов ЮКОСа на сумму 27, 5 млрд долларов.
В декабре судья Кларк объявила, что действия по отношению к ЮКОСу непоследовательны в рамках российского закона. Она также обнаружила прецеденты, позволяющие считать, что практически ничто не препятствует рассмотрению дела о банкротстве иностранной компании в американском федеральном суде.
Прямым оппонентом в суде по делу ЮКОСа в Хьюстоне выступила компания "Газпромнефть", бывшая дочерняя компания "Газпрома", который был фаворитом на покупку "Юганска".
Однако на практике первыми оспорил позицию ЮКОСа Deutsche Bank, который возглавлял консорциум банков, планировавший выдать "Газпрому" кредит под эту покупку. В итоге "Юганск" за 9,35 млрд долларов - половину его стоимости, по утверждению ЮКОСа, - достался "Роснефти", государственной нефтяной компании, которая находится в процессе слияния с "Газпромом".
Судья Кларк примет решение по требованию Deutsche Bank о прекращении дела. В случае принятия решения в пользу ЮКОСа в следующем месяце наступит очередь "Газпромнефти".
Deutsche Bank утверждает, что запрет со стороны американского суда по банкротству на участие в энергетическом бизнесе несправедлив.
Банк утверждает, что ЮКОС смошенничал, подавая заявку на банкротство в американский суд, чтобы выиграть время и добиться огласки для дела, которое следовало бы рассматривать в российском суде или же на нейтральной территории, например в Европейском суде по правам человека.
"Наш закон о банкротстве - это часть общественного законодательства, он призван защищать права кредиторов, - говорит адвокат Deutsche Bank Хью Рей. - Они могут ссылаться только на то, что им не нравится, как все сложилось в России".
ЮКОС заявляет, что его заявка на банкротство была добросовестной и что в России компания не может добиться справедливости в суде.
Коллега Летиции Кларк судья Лейк стоит перед более простым выбором. Уж его-то решение не станет одной из тем, обсуждаемых на этой неделе на встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в Братиславе.