За делом ЮКОСа видны контуры новой нефтяной дипломатии Кремля. Политико-судебная атака против бывшего российского нефтяного гиганта, детища олигарха Михаила Ходорковского неожиданно сделала зримым сближение между Москвой и Пекином. Причины альянса ясны: чтобы продолжать промышленный бум, Китаю, ставшему вторым в мире потребителем черного золота, нужна нефть; России, первому в мире производителю нефти, нужны инвестиции в энергетические инфраструктуры.
После судебных преследований за неуплату налогов и маскарада с аукционом дело ЮКОСа увенчалось покупкой "Юганскнефтегаза" (главного филиала группы) государственной компанией "Роснефть". Это подразделение было выкуплено за 9 млрд долларов, что фактически можно считать национализацией.
Тайну вокруг источника финансирования этой операции может развеять "китайский след". Сначала министр промышленности и энергетики Виктор Христенко предложил, чтобы Китайская национальная нефтяная корпорация (гигант китайской нефтяной индустрии) приняла участие в капитале "Юганска" в размере 20%. Потом министр финансов Алексей Кудрин сообщил о кредитах в размере 6 млрд долларов, предоставленных "Роснефти" китайскими банками, подчеркнув, что эти кредиты предназначались для приобретения "Юганска". Но потом он поправился: в действительности 6 млрд долларов являлись предоплатой за нефтяные поставки, намеченные на ближайшие пять лет. Это хорошая сделка для Китая, который в этом случае добился поставок нефти по цене 17 долларов за баррель...
Таким образом, "Роснефть", являющаяся ядром нового государственного нефтяного гиганта, который хотел бы создать Кремль, становится главным поставщиком российской нефти Китаю. Россия, которая в прошлом году поставила своему соседу 6 млн тонн, в этом году планирует поставить ему 10 млн, и около половины от этого количества поступит от Роснефти".
К 2007 году объемы поставок возрастут троекратно, утверждает директор "Российских железных дорог". Пока нефть доставляется поездами, что не слишком практично и очень дорого. Михаил Ходорковский хотел положить конец этой практике, предложив профинансировать прокладку нефтепровода, который связал бы сибирские месторождения с Китаем, находясь в частных руках. Как ни парадоксально, индустриальный проект олигарха прекрасно монтировался с геополитическими амбициями Кремля. Однако нефтепроводы в России сегодня находятся в монопольном владении государства - это является для власти одной из последних возможностей влиять на нефтяную промышленность, поэтому предложение г-на Ходорковского было неприемлемо.
Не позднее мая этого года "Транснефть" - государственное предприятие, олицетворяющее эту монополию, - должно представить маршрут, по которому нефть будет доставляться к берегам Тихого океана. Гигантская труба является объектом борьбы за влияние между Японией и Китаем: экономика обеих стран нуждается в нефтяных поставках. У будущего нефтепровода будет несколько веток, одна из которых пойдет в Китай, хотя раньше предполагалось, что предпочтение будет отдано Японии.
Определение маршрута может стать одним из ключевых вопросов в нынешней геополитической игре вокруг дела ЮКОСа. Тем более, что для загрузки нового нефтепровода потребуются инвестиции в разработку месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока (власти оценивают необходимый объем инвестиций в 20 млрд долларов). Поэтому возможно, что потребуются новые кредиты от китайских банков.
Эти проекты подтверждают зарождение в России новой нефтяной дипломатии: до сих пор нефть здесь добывалась в основном в Западной Сибири и поставлялась преимущественно в Европу. Отныне Москва сможет повернуться лицом к Востоку.