У ЦРУ новая проблема, и серьезная. Американская пресса решила прояснить одну из самых туманных глав войны с террором: "чрезвычайная экстрадиция". Под этим термином подразумевается похищение иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и их тайная передача таким странам, как Египет, Иордания и Сирия, где эти заключенные-призраки подвергаются пыткам с целью получения от них информации.
В прошлые четверг и пятницу Repubblica опубликовала статью о египетском гражданине Абу Омаре, похищенном в Милане 17 февраля 2003 года группой сотрудников ЦРУ. Его избивали и допрашивали на базе "Авиано", а затем перебросили на американском самолете в египетскую тюрьму. В сегодняшнем номере Newsweek содержится вопрос к Лэнгли и Белому дому: что происходило и происходит на борту самолетов, которые используются для тайной переброски заключенных, похищенных в различных странах. "Это законная практика?" - спрашивает еженедельник.
Newsweek публикует материалы расследования под заголовком "На борту самолета ЦРУ". В статье содержится информация о некоторых рейсах, совершенных в период с декабря 2002 года по 7 февраля текущего года одним из двух чартеров, задействованных для "передачи". Boeing 737 принадлежит компании Premier Executive Transport Services, когда-то зарегистрированной в Массачусетсе, пишет Newsweek, а теперь работающей под крышей ЦРУ (другой самолет, используемый для подобного рода операций, Gulfstream 5, зарегистрирован на имя этой же компании).
На этом Boeing 737 путешествовал, в частности, Халед эль-Масри, немецкий гражданин ливанского происхождения, похищенный в Скопье 31 декабря 2003 года, перевезенный Афганистан и подвергавшийся пыткам в одной из тюрем. От него хотели получить информацию о немецкой мечети в Ульме. Через несколько месяцев он был освобожден в Македонии.
Совсем недавно министр внутренних дел Германии Отто Шили задал вопрос об этом самолете директору ЦРУ Портеру Госсу. Тогда Германия "просила прощения за этот демарш". Но сегодня, как кажется, ЦРУ не знает, что ему делать с этим самолетом и с заключенными, которые на нем перевозились. В том числе и потому, что агентство "напугано возможными судебными последствиями" действий, которые могут предпринять эти заключенные-призраки. Один из них, канадец Махер Арар уже подал иск.
"ЦРУ, - пишет еженедельник, - удерживает около дюжины таких заключенных и не знает, как с ними поступить, по причине отсутствия необходимых законодательных норм".
Бывший сотрудник ЦРУ рассказал: "Агентство на протяжении нескольких месяцев пыталось получить ответ у Белого дома и разъяснения по поводу судьбы заключенных. Ответ всегда был одинаковым: "Мы займемся этим, когда настанет нужный момент". Момент настал, и, естественно, мы не можем их убить".
Расследованиями о "чрезвычайных экстрадициях" занимался не только Newsweek. На прошлой неделе еженедельник New Yorker рассказал о том, кто, как и когда в ЦРУ придумал "чрезвычайные экстрадиции" как наступательный прием в борьбе с терроризмом. Над проектом работал Михаель Шеуэр, бывший сотрудник антитеррористического подразделения ЦРУ и "анонимный" автор недавнего бестселлера "Имперское высокомерие".
"В середине 90-х годов, - рассказал Шеуэр New Yorker, - в ЦРУ мы превратились в вуайеров (подсматривающих). Мы знали, где находятся террористы, которых мы ищем. Мы наблюдали за ними, но не знали, в какую страну их доставлять. В конечном итоге выбор пал на Египет. Он стал первым из наших естественных союзников после Израиля, имел тайную полицию, известную во всем мире своей жестокостью. Программа была представлена в 1995 году, и с тех пор Египет стал нашим партнером в похищениях и тайных операциях.
После расследований New Yorker последовали статьи в New York Times, а спустя неделю Washington Post опубликовал редакционную статью под заголовком "Момент истины", рассказав историю Махера Арара, ставшего в Америке символом жертв "чрезвычайных экстрадиций".
"Арар был схвачен в аэропорту Нью-Йорка, переброшен в Иорданию и затем в Сирию, где подвергался пыткам. Газета просит Белый дом опровергнуть, "если сможет", факты о преднамеренном использовании этой практики, которая является не чем иным, как формой "субподряда на пытки". "Американский народ имеет право, - пишет газета, - получить разъяснения и знать, что никто в правительстве не пытается скрыть свои ошибки".