О планах строительства в Сингапуре космопорта, который к 2009 году будет отправлять туристов в космос, объявила американская компания. Она надеется готовить астронавтов-любителей за четыре дня по 59 тыс. долларов с носа.
В XXI веке космическую гонку ведут частные компании, стремящиеся первыми предложить коммерческие полеты в космос. За три дня до вчерашнего объявления та же компания, Space Adventures, объявила, что планирует построить свой первый космопорт в Объединенных Арабских Эмиратах.
Главным конкурентом Space Adventures является Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, которая строит космопорт у Росуэлла в Нью-Мексико и опубликовала список 100 пассажиров, первыми забронировавших места, хотя космический корабль еще не построен.
Именно Space Adventures организовала полеты первых трех космических туристов: Денниса Тито и Грега Олсена из США и Марка Шаттлворта из Южной Африки. Но в последние месяцы Virgin Galactic, похоже, перехватила инициативу у Space Adventures, выбрав место для космопорта и составляя списки пассажиров. Ответом Space Adventures стали планы строительства не одного, а двух космопортов.
Три первых космических туриста заплатили по 20 млн долларов и полгода тренировались в жестком режиме. Российская космическая программа, нуждающаяся в деньгах, согласилась доставить их на борт в качестве пассажиров. Но новые полеты будут осуществляться на коммерческих кораблях компаний Virgin Galactic и Space Adventures. Полеты станут гораздо дешевле, но все же будут не по карману большинству туристов.
Virgin Galactic просит 200 тыс. долларов с пассажира, а Space Adventures будет брать по 102 тыс. долларов. Обе компании отмечают, что их полеты будут гораздо безопаснее путешествия на существующем космическом корабле, а подготовка займет лишь несколько дней. Причина в том, что компании будут использовать "суборбитальные" корабли нового поколения, которые сумеют покинуть атмосферу, так что пассажиры испытают состояние невесомости и увидят Землю из космоса, но скорость не позволит им выйти на орбиту.
В целях безопасности их будут запускать не с земли, как нынешние ракеты, а с самолета-носителя в воздухе, и в случае неудачи корабль просто плавно спустится на землю.
Две компании работают с аэрокосмическим партнером над различными проектами. Корабли будут маленькими и смогут принять на борт небольшое число пассажиров. Пока ни один из кораблей не дошел до стадии производства, но Virgin Galactic говорит, что полеты начнутся в 2008 году, а Space Adventures продала китайскому бизнесмену Цзяну Фану билет на полет в будущем году.
Между странами и городами усиливается конкуренция за космопорты, считающиеся притягательным местом для туристов. В Сингапуре и ОАЭ Space Adventures заручилась поддержкой местных правительств, стремящихся привлечь космический бизнес.
Space Adventures делает ставку на доступность и строит космопорты вблизи двух крупнейших аэропортов Азии, а Virgin Galactic предпочла таинственность Росуэлла, где, говорят, в 1947 году потерпел крушение НЛО.
Для тех, кто считает 100 тыс. долларов непомерно большой суммой, Space Adventures объявила, что в космопорту Сингапура будут и другие аттракционы, например, камера с нулевой гравитацией по 4 тыс. долларов с носа, симулятор центрифуги, как в фильме о Джеймсе Бонде "Лунный гонщик" (Moonraker).
В Сингапуре предложат также полеты на истребителях за 8-12 тыс. долларов с человека и "космический лагерь" для детей. Строительство должно начаться в течение года.