Санкции возымели действие: для того, чтобы продолжать беспрепятственно работать над своей ядерной программой, режим в Иране ищет новые пути поставок. Тайные сделки не позволяют доказать незаконные торговые операции, совершаемые Ираном
Введенные ООН санкции, похоже, возымели действие. Штрафные меры нацелены и на то, чтобы помешать Тегерану в дальнейшем развивать свою ядерную программу. По мнению представителей западных спецслужб, вследствие этого Тегеран перешел на закупку ядерного оборудования за границей, минуя контроль за осуществлением денежных переводов через банки.
Подготовка к вводу новой системы по принципу Cash-and-carry ("Плати наличными и забирай") будет осуществляться через иранские представительства в таких странах, как Северная Корея, Китай и Россия. Иран таким образом отреагировал на декабрьские санкции Совбеза ООН в рамках резолюции 1773. Кроме того, Тегеран намерен подготовиться к еще более жестким финансовым санкциям, которые грозят ему в случае невыполнения требований Совбеза ООН, что станет ясно на этой неделе.
Страх перед блокадой банков
Для того чтобы закрытие счетов не помешало дальнейшим поставкам оборудования - прежде всего, для вызывающей много споров программы по обогащению урана - иранские представители разъезжают по всему миру с чемоданами денег. По некоторым сообщениям, иранцы при этом предпочитают расплачиваться евро, а не долларами, которые в ходу, к примеру, во время нефтяных и газовых сделок (а их Иран, владеющий богатыми сырьевыми ресурсами, совершает в больших объемах). Уже в начале 2006 года, задолго до введения санкций, иранское руководство выделило свыше 10 млн долларов на ядерную программу и конвертировало их в евро.
Проведение сделок через западные банки уже затруднено, и иранцы опасаются, что в будущем банки Китая и Японии могут заблокировать денежные переводы между Северной Кореей и Ираном. Ядерное государство Северная Корея является для иранцев примером для подражания и важнейшим партнером в вопросах, касающихся ядерной программы.
У чемоданов, полных денег, сменяются владельцы
Нити новых сделок с оплатой наличными, которые заключаются в Северной Корее, Китае и России, по мнению спецслужб, находятся в руках представителей иранского министерства обороны. "Корпус стражей исламской революции" и бригады "Аль-Кудс" из Исламской республики уже начали специальные тренировки по обучению финансовых курьеров. В специальную подготовку входит, среди прочего, обучение правильному поведению при пересечении границ с вверенным им солидным объемом наличности.
Чемоданы, битком набитые деньгами, будут бросаться в глаза, не говоря уж о том, что такие суммы подлежат обязательному декларированию. Так, недавно представители радикально-исламского "Хамаса" хотели пересечь границу с сектором Газа с большой суммой наличных денег. Частично эти курьеры приезжали из Ирана для того, чтобы финансировать настроенных против Израиля палестинцев.
Как осуществляются иранские денежные переводы? Согласно сведениям спецслужб, в начальной фазе операции посредникам передаются сравнительно небольшие суммы, от 10 до 100 тыс. долларов. Это не должно привлечь внимания. В декабре прошлого года в Северную Корею для проверки нового метода платежей была направлена делегация во главе с Сайедом Бахманом Зомородианом, чиновником министерства обороны.
А поскольку иранцы не платят до того, как посмотрят товар, а продавцы не выдают оборудование без оплаты, то появилась договоренность о введение системы Cash against document. Другими словами, за наличные иранцы получают документы на погрузку и возможность проверить товар перед отправкой на корабле в Иран. Рискованное мероприятие, но зато его можно осуществить в обход финансовых институтов. Эта тактика ведения бизнеса, согласно тем же спецслужбам, в ходу в России и Китае, причем все происходит без ведома официальных властей, но она не практикуется в Европе, о чем сейчас ведутся жаркие дискуссии в Тегеране. В прошлом поставщики из Европы, в том числе и из Германии, играли не последнюю роль для режима муллы.
Тегеран хочет получить десятки тысяч центрифуг
Согласно оценкам спецслужб, с введением нового принципа наличной оплаты стало тяжелее предъявить доказательства нелегальной покупки Ираном ядерного материала. Это касается в первую очередь так называемого оборудования двойного назначения, которое может быть использовано как в мирных, так и военных целях. Например, трубы, которые могут быть использованы и для работы вызывающих много споров урановых центрифуг. Таким образом, Тегеран получает возможности и пути дальнейшего развития своей ядерной программы вопреки санкциям ООН.
Если обвинения правительства США в адрес Тегерана относительно тайного производства ядерного оружия справедливы, то самой важной задачей для руководства Ирана является увеличение числа современных центрифуг до нескольких десятков тысяч. Таким образом, Тегерану удастся ускорить производство обогащенного урана. По официальным данным, в настоящее время в работе находится несколько сотен центрифуг, в которых производится слабо обогащенный уран.