Смирившись с тем, что большинство стран признали Косово и в первых рядах отправились к его колыбели, члены ЕС, враждебные отделению бывшей сербской провинции, возможно, открыли путь к обновленной дипломатической политике Европы
Косово имело все основания опасаться иракских призраков. В 2003 году разобщенность членов ЕС помешала Евросоюзу занять единую позицию в отношении опасности, которую представлял Саддам Хусейн. Что еще хуже, Великобритания Тони Блэра, вступив в военные действия на стороне США, показала, что Брюссель ничего не значит по сравнению с Вашингтоном. Такую точку зрения разделяли и десять стран-членов из Центральной Европы, тогда еще только ожидавшие вступления в ЕС, запланированного на 1 мая 2004 года.
Четыре года спустя совет министров иностранных дел стран-членов ЕС 18 января сверил часы. По поводу одностороннего провозглашения независимости Косово, как известно, страны Европейского союза вновь разошлись во мнениях. Одна из них - Кипр - даже публично поклялась, что "никогда не признает" новое государство на месте существовавшего с июня 1999 года протектората ООН. Более того, крупная европейская страна, Испания, возглавила эту фронду во имя защиты территориальной целостности государств и из опасений сепаратистского прецедента.
Однако, несмотря на это, ЕС не впал в паралич. В ближайшие дни будет развернута вспомогательная миссия, окрещенная "Евролекс-Косово", а тот факт, что целая группа европейских стран - почти два десятка - сразу же признали независимость территории, пообещав установить с ней дипломатические отношения, доказал соседней Сербии и ее российскому покровителю, что власти Приштины не окажутся в изоляции.
Процессу государственного строительства в Косово все еще можно помешать, особенно если насилие охватит сербские анклавы. Но дипломатическая база надежна. Единые во мнении относительно инициатив, которые следует предпринять на Западных Балканах, страны ЕС согласились, чтобы большинство из них двигались вперед и действовали, причем от общего имени. Это первый урок, который следует принять во внимание.
Второй урок, который стоит извлечь из косовского эпизода, - использованный метод. При приближении срока независимости, считавшейся неизбежной, учитывая десять лет международного присутствия, ЕС заранее определила границы собственных полномочий. В отличие от предыдущих эпизодов балканской трагедии, Евросоюз максимально ясно определил рамки своей миссии: на протяжении 24 месяцев 2000 сотрудников "Евролекс-Косово" будут работать в сфере права, полиции и пограничного контроля. Косовскому правительству после первой конференции спонсоров предстоит сконцентрироваться на другой задаче: строительстве жизнеспособной экономики.
Пари остается рискованным. Очевидно, что успех его зависит от дальнейшего пребывания на месте 15-тысячного контингента KFOR - натовских войск, призванных предотвратить кровопролитие после провозглашения независимости. Другая его слабая сторона - отсутствие достойного плана В. "Двухскоростное" европейское единство, без сомнений, развалится, если наметится преобладание логики этнического дробления, которая подтолкнет территории, где сербское население составляет большинство, потребовать присоединения к Белграду. Если ЕС - "мягкая сила" о 27 головах - сможет в таком деликатном вопросе остаться в границах дорожной карты, выработанной Брюсселем, и распределить внутри союза полномочия так, чтобы не ущемлять политические интересы своих членов, это будет многообещающим. Тогда в будущем - в частности, это касается Африки - миротворческие акции и даже более серьезные военные операции можно будет осуществлять "по решению большинства" после достижения согласия относительно базовых принципов.
Дипломатическая мощь ЕС, которая возрастет после подписания Лиссабонского соглашения, объединяющего дипломатические службы Еврокомиссии и Совета Европы под руководством будущего верховного представителя по внешней политике, может обрести новый горизонт. А главное - укрепить доверие к себе.