Когда Тони Брентон стал "нашим человеком в Москве", он узнал, насколько далеко параноидальные российские правители готовы зайти, чтобы остаться у власти
Бывший посол Великобритании в России Тони Брентон рассказывает читателям Daily Mail о своей жизни в Москве, некоторых позитивных переменах последнего времени и "тревожных последствиях", которые египетские события могут иметь для российской правящей элиты.
С 2004 по 2008 год Брентон находился на территории России сначала в качестве высокопоставленного чиновника, а затем и в ранге дипломатического представителя. В этот период "отношения с Россией всегда были сложными", и он был вынужден мириться с преследованиями со стороны "хулиганов" из прокремлевских молодежных организаций, слежкой и прослушиванием телефонов, взломом квартиры. После убийства Александра Литвиненко "нам пришлось сжечь кое-что из находившейся в посольстве мебели - из боязни радиационного заражения после визита кого-нибудь, кто мог быть причастен к смерти" бывшего агента ФСБ, рассказывает Брентон.
Далее он повествует о взаимных высылках дипломатов, коррупции, перебоях в работе русской службы BBC под предлогом "технических неполадок", закрытии Британского совета, претензиях со стороны налоговой инспекции и пожарной охраны. "Если так обращаются с иностранцами, то каково же приходится россиянам? Они, безусловно, не имеют тех свобод, которые имеем мы, - отвечает на собственный вопрос Брентон. - Радио и телевидение на коротком поводке у государства, нелояльных журналистов запугивают. Одному из моих знакомых журналистов подбросили наркотики. Других убивают. Судебная система регулярно прогибается под нужды государства".
"Ожидать от России перехода к демократии за 20 лет, когда у нас самих это заняло века, - это всегда выглядело чересчур оптимистично. Случается и кое-что хорошее, - продолжает дипломат. - Благодаря росту экономики жизнь все большего числа рядовых россиян меняется к лучшему. Старушки больше не продают свои скорбные пожитки у метро "Киевская", как я наблюдал это в девяностых. Легендарные московские пробки являются свидетельством быстро растущего количества автовладельцев. Миллионы россиян учатся и путешествуют за рубежом, привозя домой опыт свободы. В отличие от Китая, интернет здесь совершенно свободный, быстро растет и уже сейчас являет собой источник общественного давления на власть... Главное, что в России много храбрых людей, которые полны решимости ее изменить".
Недавний визит в Лондон главы российского МИДа Сергея Лаврова Брентон считает "знаком крупного улучшения отношений со времен моего пребывания в Москве". Что касается уроков египетской революции, то "между двумя странами имеются огромные различия, однако параллели для российской элиты все равно тревожные. Давным-давно, в юности я служил в Каире дипломатом, и тот цинизм, который слышался в разговорах с представителями класса политически грамотных людей, сегодня почти буквально воспроизводится в Москве. В обеих странах действует "управляемая" демократия, при которой доминируют неуязвимые "партии власти" и неприкосновенные органы безопасности. Этим элитам нелегко дается расставание с властью... События в Египте... - своевременное напоминание российскому истеблишменту, что спрос на свободу универсален, и рано или поздно его придется удовлетворить".