За долгие годы пребывания у власти в Ливии Муаммар Каддафи накопил немалый опыт в борьбе с повстанцами, пишет корреспондент газеты Le Monde. На следующий день после "дня гнева" в Ливии сохраняется напряженная ситуация. Венсан Маталон взял интервью у автора документального фильма "Каддафи, наш лучший враг", журналиста Антуана Виткина.
Отвечая на вопрос о том, почему нынешние выступления в Ливии не вызывают бурной реакции у международного сообщества, Виткин сказал: "Ливийский случай резко отличается от ситуации в Тунисе и Египте: для восставшего населения было крайне важно знать, что Запад поддерживает их движение. Что касается Ливии, то у западных стран не слишком много средств для оказания давления на ливийский режим. Тут несколько причин. Прежде всего, Ливия располагает значительными запасами энергетического сырья. 85% добываемой нефти продается в Европу. Кроме того, ливийские власти объявили о том, что намерены израсходовать 30 млрд долларов на модернизацию своих инфраструктур, а это может стать привлекательным рынком для западных поставщиков, которые ввозят в Ливию, в том числе, и оружие. Совершено понятно, что западные страны, включая Америку, дважды подумают, прежде чем делать заявления, которые могут не понравиться Триполи", - говорит журналист.
"Более того, - продолжает Виткин, - Запад тесно сотрудничает с Каддафи в сфере борьбы с терроризмом и в сфере миграционной политики. В обоих случаях Запад нуждается в сотрудничестве или, по меньшей мере, в доброй воле Триполи. Наконец, следует отметить, что Каддафи, в отличие от Мубарака, зависевшего от Соединенных Штатов, установил доверительные отношения со многими странами. Эта стратегия позволяет избегать зависимости от одной державы".
Что касается США, то "Каддафи заключил в 2003 году договор с Вашингтоном, по которому он отказался от поддержки терроризма и остановил свою программу разработки оружия массового уничтожения. В ответ Вашингтон обязался не призывать к смене режима в Ливии, так что сегодня США не могут так же однозначно выражать свое мнение, как по Египту. К тому же на данный момент режим Муаммара Каддафи не настолько дестабилизирован, как это было с режимами Бен Али и Мубарака. Для Запада делать ставку на падение Каддафи было бы очень рискованно", - убежден Виткин.
На протяжении многих лет пребывании у власти Каддафи сталкивался с попытками дестабилизации, отмечает журналист. И если Бен Али и Мубарак прочно держались за власть, то Муаммара Каддафи можно назвать машиной политического выживания, говорит Виткин. В 1990-е годы восстания в районе Бенгази были довольно частыми, и Муаммар Каддафи накопил огромный опыт в подавлении бунтов. "Репрессии будут жестокими, но не слишком, поскольку пока положение Каддафи нельзя назвать абсолютно безвыходным, - прогнозирует он. - Это объясняется просто: благодаря нормализации отношений с Западом Ливия смогла обогатиться, продавая углеводородное сырье. Поэтому Каддафи располагает достаточными средствами, чтобы купить социальный мир".
"В последние годы Каддафи болел, он был вынужден отойти от дел и уступить часть своих полномочий правительству. Но сейчас, по всей видимости, он поправился и снова прибрал всю власть к рукам. Как бы то ни было, состояние его здоровья будет иметь определяющее значение на нынешнем этапе, - убежден Виткин. - Власть в Ливии не имеет четкой структуры. Каддафи использует свое влияние для того, чтобы управлять племенами и различными движениями. Сегодняшние выступления следует рассматривать через племенную и региональную призму. В то же время Каддафи опирается на умеренное и радикальное течения, возглавляемые его сыновьями. Уже несколько лет он сталкивал их между собой, чтобы укрепить собственный авторитет. От состояния здоровья Каддафи будет зависеть его способность преодолеть разногласия между кланами", - утверждает журналист.