Наступление украинского правительства на протестующих шокировало Европу и весь мир, констатирует Уолтер Расселл Мид, профессор Бард-колледжа. В статье для The Wall Street Journal он пишет, что события также принуждают ЕС и США пересмотреть базовые представления о внешней политике после холодной войны.
Осенью в ЕС полагали, что Украина вот-вот подпишет Соглашение об ассоциации. Но Брюссель и Вашингтон не учли, что для Путина совершенно неприемлема "перспектива того, что сплоченная Украина может бросить Россию и присоединиться к Европе", как пишет автор. Путин воспринял флирт Запада с Украиной как угрозу российскому статусу великой державы и его собственной политической позиции. "Почуяв, что Запад плохо подготовлен и рассеян, Путин проворно и эффективно сорвал свадьбу, предложив Януковичу 15 млрд долларов, чтобы тот бросил европейцев у алтаря", - говорится в статье.
Теперь европейцы пытаются предложить Украине что-то более соблазнительное, но делают это в своей манере - "медлительно и забюрократизированно". Администрация Обамы, занятая Азией и ближневосточными кризисами, "не соизволила всерьез вмешаться, пока Путин не сорвал план ЕС".
ЕС и США совершили оплошность, недооценив реакцию России. "Курс на отделение Украины от России следовало либо проводить крайне решительно и сосредоточенно (применяя неотразимые экономические и политические средства убеждения), либо не проводить вообще. Да, это Путин и украинское правительство превратили проблему в кризис, но часть ответственности за гибель людей на Украине лежит на тех, кто беззаботно отправился в опасное путешествие, не оценив риски", - считает профессор.
Мид делает широкие выводы. Обама и "аппарат принятия решений в ЕС" полагают, что геополитика закончилась вместе с холодной войной. При этом американская дипломатия "серьезно недооценивает то, насколько геополитические интересы России конфликтуют с интересами США", пишет автор. Американские и европейские политики сочли геополитические перемены 1989 года желательными и необратимыми и посчитали, что государственные границы и иерархия государств теперь сохранятся на неопределенный срок.
"Путин много чего не понимает, но в геополитике разбирается. Способность Путина выявлять и эксплуатировать расхождения западной риторики с возможностями и намерениями Запада позволила ему остановить экспансию НАТО, раздробить Грузию, подвергнуть Вашингтон серийным унижениям в Сирии, а теперь - принести хаос на Украину", - продолжает автор.
Путин - мастер игры, в которую Запад не желает играть. Потому-то Путин выигрывает партию за партией, хотя карты у него слабые. "Пока Запад, одурманенный мечтами о решениях, при которых побеждают все, не способен эффективно действовать в грязном мире классической геополитики, где действует принцип "все или ничего", Путин и его собратья-ревизионисты из Пекина и Тегерана по-прежнему будут срывать замыслы Запада", - заключает Уолтер Расселл Мид.