Четыре года назад казалось, что он занял пост президента по воле случая, во многом благодаря тому, что он сын бывшего президента, а не благодаря успехам в политике или идеологическим установкам.
Новый президент Буш пришел к власти в январе 2001 года, после бурных споров по поводу результатов выборов. Многие сомневались в легитимности нового президента. Нация, разделенная на два лагеря, получила неискушенного в большой политике президента, который соответствовал духу времени. Америка в январе 2001 года была слишком сытой, счастливой и вкушающей все радости жизни после окончания эпохи холодной войны.
Вчера была окончательно завершена трансформация Джорджа Буша из "шумного парня" в серьезного и гордого поборника сложной мессианской идеи - изменить мир.
В своем выступлении во время второй инаугурации перед тысячами людей, стоящих возле здания Капитолия в Вашингтоне, но больше адресованном своим друзьям и врагам во всем мире, президент Буш заявил, что его задача на ближайшие четыре года - ни больше ни меньше, как покончить с тиранией на Земле.
Обращаясь к "духам" Авраама Линкольна, Франклина Рузвельта и Джона Кеннеди и временами используя фразы из их выступлений, Буш назвал войну в Ираке, а также глобальную войну с терроризмом продолжением борьбы этих своих предшественников за свободу, борьбы, которую они вели во время Гражданской войны, Второй мировой войны и холодной войны. Буш пообещал одержать победы, равные по масштабу победам в тех войнах, или даже превзойти их.
"Америка в новом столетии будет распространять свободу по всему миру, для всех людей. С новыми силами мы готовы к величайшим свершениям во имя свободы в мире".
Президент Буш признал, что его и всю страну призвал к действию день 11 сентября 2001 года, пробудивший США от апатии, в которой страна находилась по окончании холодной войны. По словам Буша, продвижение свободы во всем мире - это не просто идеал, который было бы хорошо воплотить в жизнь, а это цель, от достижения которой зависит само существование Америки. "События, которые происходят в мире, и здравый смысл приводят нас к выводу, что само существование свободы в нашей стране все больше и больше зависит от успехов в развитии свободы в других странах. Распространение свободы по территории всего земного шара даст нам самую лучшую надежду на мир во всем мире".
Речь Буша на инаугурации отличалась от речей других президентов, произнесенных в подобных случаях, тем, что она касалась в основном одной темы. Президента ожидают ожесточенные баталии во внутренней политике, связанные с реформой налогового кодекса и пенсионной системы, а также назначением судей Верховного суда, но Буш едва упомянул это в своем выступлении. Он сосредоточился на своей миссии распространять свободу в мировом масштабе.
Очевидно, что выступление Буша было предупреждением некоторым режимам, пользующимся дурной славой, которые имеют разногласия с Америкой. В следующие несколько лет Соединенные Штаты будут двигаться по направлению к конфронтации с режимами таких стран, как Иран и Северная Корея.
Также президент попытался успокоить тех, кто опасается, что его доктрина означает постоянное участие Соединенных Штатов в освободительных войнах, подобных войне в Ираке с ее темными сторонами. По словам президента, при продвижении свободы в мире не нужно полагаться на силу оружия в первую очередь. Буш заявил, что США не настаивают на том, чтобы другие страны создавали у себя демократию и капитализм по американскому образу и подобию, и сказал, что каждая страна вправе выбирать собственную политическую систему. Президент также заверил европейских союзников, с которыми у Соединенных Штатов были разногласия, что он намерен работать с ними.
По словам Буша, Соединенные Штаты продолжат оказывать поддержку демократическим движениям и институтам во всем мире. США будут менее дружелюбны по отношению к правительствам, которые лишают своих граждан элементарных демократических прав, и будут поощрять тех, кто идет по пути свободы.
Безусловно, амбиции Буша расходятся с реалиями жизни. Правителям-тиранам из Пакистана, Центральной и Восточной Азии все еще оказывается теплый прием в Белом доме, при условии, что эти правители находятся на стороне США. Возникает впечатление, что для Белого дома существуют исключения: например, Россия, которая подавляет диссидентское движение, и Саудовская Аравия, в которой нарушаются права человека.
Критики могут также указать на тот факт, что за прошедшие четыре года главной проблемой для США были не столько диктаторские режимы, сколько нежелание жителей Ближнего Востока и других регионов принять американские идеалы и ценности. И это свидетельствует об ошибках в выборе политического курса. Соединенные Штаты не могут взять и оборвать все связи с антидемократическими режимами во всем мире.
Во время церемонии инаугурации Буш не стал осуждать те сомнительные компромиссы, на которые идут США в политике, он вновь заявил и подтвердил ее курс. Что бы вы ни думали о речи Буша, в амбициях ему не откажешь.