Организаторы российских ярмарок стонут от экономического кризиса. После продолжительного роста, по оценке экспертов, в прошлом году рынок упал примерно на 40%, пишет немецкая Handelsblatt.
Основной ярмарочный центр в России - это Москва, за ней с большим отрывом следует Петербург. За предшествующие годы в Москве возникла инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Мультимиллионер Арас Агаларов построил "Крокус-Экспо", одну из самых больших ярмарочных площадок мира.
За время торгового бума, рассказывает автор публикации Томас Виде, стоимость аренды стендов в Москве приблизилась к западноевропейскому уровню. Сейчас она падает, и конца этому процессу пока не видно.
Авторитетные международные ярмарки теряют своих постоянных участников, например, авиасалон МАКС. Постоянные пробки и необустроенная территория с ценами уровня парижских и лондонских не способствует привлечению предприятий.
Еще недавно тот же Агаларов проводил около 20 ярмарок в год, сейчас - всего четыре-пять. Предложение площадей в Москве явно превышает спрос. Как и во всей экономике, тут сказывается проклятие сырьевой конъюнктуры. Россия сама мало что производит, зато много импортирует: от машин до самых обычных предметов потребления.
Как следствие, российские ярмарки - это не столько витрина отечественной промышленности, сколько шоу стран-экспортеров. Пока в страну потоком шли нефтедоллары, спрос на западные товары был высок, но с кризисом это осталось в прошлом, констатирует издание.