На возобновляющихся 21-22 января в Стамбуле переговорах между Ираном и странами "шестерки" позиция исламской республики, уже несколько месяцев играющей с международным сообществом в кошки-мышки, впервые за долгое время может показаться ослабленной. Причиной тому - компьютерный вирус Stuxnet, отсрочивший перспективу появления иранской атомной бомбы, по мнению экс-главы "Моссада" Меира Дагана, по крайней мере на четыре года, пишет Le Point.
Все началось в последние месяцы президентства Буша, когда израильтяне, обеспокоенные достижениями иранской ядерной программы, пытались получить от американцев бомбы, способные пробить толстые бетонные стены, отмечает журналист Мишель Коломес. Американцы выступили с контрпредложением: почему бы не попытаться дезорганизовать иранскую ядерную программу, чтобы выиграть время и отсрочить ее реализацию, не вызывая бурю протеста в арабском мире?
"Израильтяне и американцы использовали два метода. Первый - классический: точечные убийства ключевых участников ядерного проекта. Гораздо менее традиционный метод разрабатывали израильские ученые на тайной базе в Димоне в пустыне Негев (где израильтяне изготовили собственную бомбу) на центрифугах Siemens той же модели, что используется иранцами для обогащения урана в ядерном центре в Натанзе. Им удалось изобрести компьютерный вирус, который, попадая в программное обеспечение центрифуг, остается полностью незаметным, но в нужный момент посылает машинам команды, от которых они начинают вращаться с такой скоростью, что роторы центрифуг не выдерживают и ломаются. Именно это, по всей видимости, и произошло в конце лета. А в ноябре премьер-министр Ирана Ахмадинежад признал, что иранская ядерная программа столкнулась с некими техническими трудностями", - пишет издание.
Теперь вопрос в том, правильно ли иранцы поняли это послание и готовы ли они уступить требованиям Запада, России и даже Китая, продолжает Коломес. Из Ирана поступают противоречивые сигналы. С одной стороны, Ахмадинежад заявил, что "Совет Безопасности может принять хоть сто тысяч резолюций, это никак не повлияет на решимость иранцев". Более обнадеживающе, по мнению издания, выглядит заявление иранского представителя в ООН Мохамеда Хазаса о том, что "жизненно важно", чтобы страны "шестерки" признали за Ираном "роль важного игрока в делах региона, обладающего мирным ядерным потенциалом". "Если речь идет только о признании стратегической значимости Ирана, это действительно можно обсудить", - резюмирует Мишель Коломес.