Заметность России на Всемирном экономическом форуме была осязаемым признаком ее интеграции в глобальную экономику и международное "хорошее общество". В этом году в Давос приедут более 70 бизнес-лидеров из России, несмотря на санкционные списки и закрепление за Россией статуса "почти что парии" из-за эскалации боев на Восточной Украине, пишут СМИ. ВТБ уже устроил званый вечер - с Леонидом Агутиным и женщинами в блестках.
Всемирный экономический форум в Давосе - место, где мировые политические, деловые и финансовые лидеры ежегодно проводят критический анализ ситуации, пишет обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман. В этом году форум собирается спустя 12 месяцев, за время которых Россия выпала из международной системы, а США снова втянулись в войну на Ближнем Востоке. Кроме того, нарастают опасения, что кризис евро может возобновиться.
"На дискуссии в Давосе окажут влияние и трения между мусульманским населением Европы и более широкими слоями общества", - говорится в статье. По мнению Рахмана, типичный делегат Давоса - состоятельный сторонник политического "мейнстрима" и иммиграции, а значит, он обеспокоен растущей популярностью крайне-левых и крайне-правых в Европе.
Тревожное внимание в Давосе также привлекут Россия и Ближний Восток. Последние 10 лет Россия присылала в Давос крупные делегации, приезжали и Путин, и Медведев. Заметность России на форуме была осязаемым признаком ее интеграции в глобальную экономику и международное "хорошее общество". "Так что на нынешнем форуме будут внимательно отслеживать, насколько велика российская делегация, что скажут представители России и какой прием им будет оказан", - пишет автор. Именно на таких мероприятиях возможны неофициальные разговоры, по которым можно определить, есть ли сейчас простор для сближения России с Западом. "В Западной Европе определенное желание явно наблюдается", - полагает Рахман, упоминая для примера позицию президента Франции Олланда, который приедет на форум.
В оценках перспектив глобальной экономики, пишет автор, настроение двойственное - ни радостного оптимизма, ни глубокой тревоги. Все думают об обвале мировых цен на нефть. Этот феномен тесно увязывает воедино все главные заботы форума: экономику, геополитику, технологии и экологию. Но главный вопрос Давоса - стабильность международной системы, которая позволяет транснациональным корпорациям и банкам работать в разных странах. Глобальная экономическая обстановка, похоже, стала более стабильной, но политическая - от Греции до России и Ближнего Востока - выглядит все тревожнее, заключает Рахман.
"Банк ВТБ не позволяет, чтобы хороший праздник сорвался из-за плохого года", - пишут журналисты Bloomberg. 20 января ВТБ устроил суаре на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе. В отеле Intercontinental гостям создали то, что в приглашении на званый вечер именовалось "современная русская атмосфера". "Топ-менеджеры этого контролируемого государством российского банка, который после санкций США и ЕС сократил сотни сотрудников, делают ставку на то, что немножко джаза и водки в обществе мировой элиты притупят боль", - комментируют Мэттью Кэмпбелл и Ольга Танас.
"Гостей вечера приветствовали женщины в конических костюмах с золотыми блестками, вокруг которых были обмотаны ленты неоновых светодиодных лампочек", - рассказывают корреспонденты. Выступали гитарист Эл Ди Меола, певец Леонид Агутин и знаменитый серб Эмир Кустурица со своим No Smoking Orchestra.
Несмотря на парализующие санкции, введенные против России, российские миллиардеры и бизнес-лидеры не планируют держаться в Давосе малозаметно, хотя на прошлой неделе сорвалась попытка возобновить мирные переговоры по Украине и статус "почти что парии", который сейчас имеет их страна, усилился из-за эскалации боев, говорится в статье.
По данным Bloomberg, в этом году в Давос приедут 73 бизнес-лидера из России, в том числе руководство компаний из санкционного списка Запада. Это, например, президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин и глава Сбербанка Герман Греф. ВЭБ, подпавший под санкции США, пришлет в Давос двух топ-менеджеров. Прибудет и Александр Дюков, гендиректор "Газпром нефти", также включенной в санкционный список.
Всемирный экономический форум заявляет, что приглашает представителей из всех частей света, чтобы поощрять международный диалог. Россияне "все еще присутствуют здесь в качестве силы", сказал в интервью основатель форума Клаус Шваб. "Мы надеемся, что могут состояться диалоги, дабы лучше понять истинные чувства россиян и, с другой стороны, продемонстрировать русским, какие чувства текущая ситуация вызывает у остального мира", - добавил он.
Однако американский экономист Лора Тайсон заметила: присутствие некоторых россиян "осложняет положение очень многих глобальных компаний, поскольку они не захотят встреч у всех на виду. Они будут чувствовать себя неуютно". "Будь я русской, я бы сочла, что, может быть, ехать не стоит", - заметила Тайсон.
Как бы то ни было, Кирилл Дмитриев, глава российского Фонда прямых инвестиций, собирается произнести речь на ужине, посвященном фондам суверенного богатства, дабы развивать связи с "фондами из Азии, с Ближнего Востока и из Латинской Америки".
Президент Eurasia Group Ян Бреммер, со своей стороны, сказал: "Практически все наши клиенты осторожно относятся к ведению бизнеса в России".
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, который начинается сегодня, российские делегаты станут энергично убеждать участников, что Россия остается подходящей страной для инвестиций, несмотря на трения из-за Украины и ослабление экономики, прогнозирует обозреватель The Moscow Times Александр Панин.
Эндрю Чахоян, замдиректора Всемирного экономического форума, ожидает, что россияне будут говорить о способах адаптации российской экономики к новой макроэкономической обстановке, а также о будущей роли России в глобальном энергетическом секторе.
"Вероятно, делегаты продолжат линию, которой следовали в дискуссионном клубе "Валдай" [в конце 2014 года], и попытаются изобразить Россию как страну, которая более привлекательна для зарубежных инвесторов, чем обычно кажется при взгляде из-за границы", - заметил Андрей Кортунов, гендиректор Российского совета по международным делам.
Автор статьи замечает, что в 2015 году эта задача будет намного сложнее, чем на прошлом Давосе: ввиду политических трений и постоянных снижений рейтингов международными агентствами отток капитала из России с тех пор составил 150 млрд долларов.
Впрочем, экономические проблемы отходят на второй план по сравнению с украинским кризисом. В Давос приедет многочисленная делегация с Украины, но аналитики сомневаются, что это поможет устранить трения с Россией путем официальных или закулисных переговоров, пишет Панин.