Накануне экономического форума в Давосе Петр Порошенко выступил в университете Цюриха, а затем дал интервью газетам Monde, The Wall Street Journal и Neue Zürcher Zeitung, пишет Сильвия Кауффманн в материале, опубликованном в газете Le Monde. Его выступление в университете неоднократно прерывалось криками пророссийских активистов: "Я - Донбасс".
Отвечая на вопросы журналистов, украинский президент сказал, что минские соглашения так и не вступили в силу - они не выполняются. 9 декабря был объявлен "день тишины", и на протяжении трех недель вместо 40-50 обстрелов в день бывало около 10. На протяжении двух недель не было жертв ни среди военных, ни среди гражданских. "Это свидетельствует о том, что, когда русские захотят, они могут контролировать террористов, - заявил Порошенко. - Это доказывает, что дипломатическое решение возможно. К сожалению, в последние 10-12 дней наблюдается эскалация боевых действий, не по нашей вине, с атаками на аэропорт Донецка, артиллерийскими обстрелами, как тот, под который попал автобус в Волновахе и погибли 13 мирных жителей, и другие провокации".
"Почему я оптимист? Потому что Европа едина и потому что с Украиной солидарен весь мир. Санкции работают, в этом смысле они создают России не только проблемы, но и удерживают ее за столом переговоров", - сообщил Порошенко.
Отвечая на вопрос журналистов о том, почему он отверг предложение об отводе тяжелой артиллерии, содержавшееся в письме российского президента, и через некоторое время выступил со своим предложением, Петр Порошенко сказал: "Потому что мы были накануне встречи совета министров иностранных дел, 19 января".
"Послушайте, я верю в Бога (...) Если вы меня спросите, верю ли я в ЕС, я отвечу: "Да". Если вы меня спросите, имею ли я доверие к президенту Путину, я отвечу: "Нет". Я больше доверяю президенту Олланду, канцлеру Меркель и всем европейским руководителям", - сказал Порошенко.
Украинский президент сообщил, что разговаривает с Путиным раз в две недели, передает издание. "Говоря откровенно, мы не обсуждаем цену на нефть или курс рубля. Украина для него - очень эмоциональный вопрос. Однако необходимо поддерживать диалог".
Чего же хочет Путин? "Я бы хотел, чтобы он сам вам ответил на этот вопрос. Мы хотим для Украины территориальной целостности. В то же время я полностью осознают, что у этого конфликта нет военного решения: у России самая большая армия на континенте. Мы на протяжении семи месяцев строили нашу армию, чтобы защитить нашу территорию, чтобы эта раковая опухоль не распространялась за пределы линии, установленной в Минске", - сказал Порошенко. За время, прошедшее с майских выборов, "я подписал договор об ассоциации с ЕС и мы создали армию", - отметил он. "У нас есть программы очень эффективного сотрудничества наших военных со странами всего мира. Сегодня мы готовы защищать не только нашу страну, но и Европу. Потому что линия фронта по защите свободы и европейских ценностей - это Украина", - заявил Порошенко.