Рентной экономике в России пришел конец, констатирует Le Monde. "Каменный век закончился не потому, что закончились камни, - точно так же можно сказать, что нефтяной век уже закончился, - выступая на Гайдаровском форуме, глава "Сбербанка" Герман Греф выразил распространенное сегодня в России ощущение близящегося конца. - Будущее настало раньше, чем мы его ожидали. Мы сегодня уже находимся в этом будущем. Welcome to the future!"
Сегодня дискуссии о кризисе в России приняли новый оборот, говорится в статье Изабель Мандро. "Это еще не самое худшее. Реальность такова, что скоро страны-импортеры нефти вообще могут лишиться своих доходов. На смену традиционному сырью придут альтернативные источники энергии, а потому потребность в той же нефти просто отпадет", - таков прогноз министра экономического развития Алексея Улюкаева. Не лучше и признание премьер-министра Дмитрия Медведева: "Если цены на нефть и дальше будут падать, (...) надо подготовиться к худшему сценарию".
Эта перспектива и ее возможные последствия вынудили Совет безопасности РФ отредактировать стратегические приоритеты России, включив в число потенциальных угроз не только угрозу со стороны НАТО, но и дисбаланс бюджета и уязвимость национальной финансовой системы, отмечает Мандро. Совет также рекомендовал сократить экономический разрыв между регионами.
Ближайшее будущее не предвещает конца неуклонного снижения цены на нефть, а отмена санкций в отношении Ирана обещает новые потрясения на рынке ресурсов, подчеркивает журналистка. Учитывая, что углеводороды - главный источник доходов России, бюджет страны на 2016 год трещит по всем швам. Рубль продолжает свое сокрушительное падение, индекс РТС потерял более 15% с начала года, инфляция составляет от 12 до 15%, доходы снижаются, а от экономического спада страдают самые бедные слои населения.
Количество регионов с дефицитом бюджета в 2014 году составляло 75 и продолжает расти: долг 51 субъекта федерации превышает половину их доходов, у 21 достигает 70-95% доходов, а у четырех превышает доходы, констатирует Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Все доходы регионов поступают федеральной власти, перераспределяющей их отнюдь не равномерно. В результате 41 регион снизил расходы на образование, 42 - на культуру, 18 - на здравоохранение. Школы объединяются, а зарплаты выплачиваются с задержками, что обостряет социальную и политическую напряженность на местах, говорится в статье.
Падение цен на нефть вкупе с международными санкциями полностью меняет ситуацию в стране, не имеющей альтернативы нефтедолларам. "Негласное соглашение между Кремлем и населением "больше благополучия - меньше свободы" сегодня под угрозой, - подчеркивает Мандро. - Конечно, у России есть амортизаторы. Взять хотя бы стойкость ее населения и ее экономики, уже испытанную в трудные моменты 1998 и 2008 годов. Но на этот раз эксперты сходятся во мнении, что кризис будет "долгим, непредсказуемым и непохожим на прежние".