На первый постсоветский российский боевик "Ночной дозор" продается больше билетов, чем на американские фильмы "Человек-паук 2" и "Троя". Режиссер и продюсер с гордостью признаются в том, что использовали проверенные временем голливудские формулы.
"Это была концепция", - заявил в интервью режиссер Тимур Бекмамбетов, объясняя кровавые и ослепительные спецэффекты (помимо звуковых - российского производства), хитрую демографию (участие советских актеров наряду со звездами современного телевидения) и российский сюжет, основанный на научно-фантастической трилогии Сергея Лукьяненко.
Даже российские кинокритики, которых трудно удивить, одобрили "Ночной дозор". Один из обозревателей сказал: "Остроумный, достаточно кровавый, красивый и дорогой". Другие сравнивали первый фильм трилогии с "Матрицей" и даже с "Властелином колец", последняя часть которого доминировала в этом году на церемонии вручения премий киноакадемии.
Фильм, действие которого разворачивается в современной Москве, это история о тысячелетней войне между силами добра, или "света", и зла, или "тьмы". Каждый боец обладает сверхъестественной силой, но волен выбирать, к какой стороне примкнуть.
За первые 11 дней показа "Ночной дозор" выручил от продажи билетов 8,5 млн долларов, побив "Человека-паука 2", собравшего 5,5 млн долларов, несмотря на то что его показ начался на неделю раньше. К понедельнику сборы "Ночного дозора" немного отставали от 9,05 млн долларов "Властелина колец". Средняя цена билета в России составляет 200 рублей, то есть около 7 долларов. Обычно самые большие сборы в России приносят западные фильмы. Летний список, куда входят "Гарри Поттер и узники Азкабана", "Троя", "Послезавтра" и "Возвращение государя", типичен.
Сборы от игрового фильма в 2-3 млн долларов в России редкость, отчасти из-за особенностей проката. В стране всего около 400 кинотеатров с одним залом и несколько мультиплексов, тогда как в США и Европе тысячи кинозалов. К тому же фильмы попадают не на все экраны. Продюсер "Ночного дозора" Константин Эрнст заявил, что в данном случае "мы впервые разослали копии для проката по всей стране".
По словам руководителей киноиндустрии, российская аудитория изголодалась по картинам со знакомым контекстом и персонажами. "Людям надоели фильмы, снятые в Нью-Йорке, которые кажутся экзотикой и не представляют контекста их повседневной жизни", - заявил Эрнст.
Успех одного фильма не создает тенденции, но "Ночной дозор" является признаком того, что российский кинобизнес возрождается после почти 15-летнего застоя. Из-за распада СССР государственная киноиндустрия практически прекратила снимать кино, прекратилось распространение через государственную киносеть. Российские кинозрители сидели дома и смотрели западные фильмы на видео.
Фильмы, сделанные здесь в 1990-е годы, зачастую неофициально финансировали богатые российские бизнесмены. "Российские фильмы были обычно ориентированы на режиссера и не имели никакого отношения к массовой культуре", - заявил Алексей Простяков, кинокритик компании "Премьер-видео", занимающейся прокатом зарубежных и российских картин.
Но бум российского нефтяного сектора и долларовые доходы от рекламы на телеканалах, которые снова контролирует государство, привел к увеличению финансирования телесериалов и художественных фильмов. "Ночной дозор" - детище Первого канала.
Его производители стремились создать хит в голливудском стиле и привлекли к работе режиссера коммерческих роликов, вложили деньги в маркетинг и спецэффекты, наметили выпуск картины на лето. В результате в фильме стоимостью 5 млн долларов, что сравнимо с бюджетом западного некассового фильма, высокотехнологичный стиль "Лезвия" сочетается с мрачной атмосферой триллера 1983 года "Парк Горького".
Режиссер Бекмамбетов заявил, что борьба добра со злом - "очень важный компонент привлекательности. На протяжении 70 лет у нас была сильна коммунистическая идеология, потом она рухнула, и сегодня мы создаем новую инфраструктуру. Создавать ее помогает эта история, книга Сергея".
Бекмамбетов прославился рекламными роликами банка "Москва", компаний Procter & Gamble и Wimm-Bill-Dann, одной из немногих российских компаний, зарегистрированных на нью-йоркской бирже. В 1990-е годы, сказал он, "реклама была единственной идеологией".
Реклама стала и ключом к успеху "Ночного дозора". Первый канал начал беспрецедентную для России маркетинговую кампанию, в ходе которой сотни рекламных щитов и плакатов по всей Москве сочетались с показом анонсов в лучшее эфирное время.
Подобно своим голливудским собратьям, "Ночной дозор" стремится стать культовым фильмом. В интернете уже появился путеводитель по визуальным эффектам. Подобно "Властелину колец" или "Матрице", российский фильм получает преимущество, обещая продолжение. Первый канал снимает три серии "Ночного дозора" подряд, и следующая - "Дневной дозор" - должна выйти на экраны в ближайшие месяцы.
Продюсер Константин Эрнст заявил, что Первый канал ведет переговоры об американской версии с переводом. По словам Простякова, стилистически "Ночной дозор" напоминает такие картины, как "Бойцовский клуб", "Семерка" и "Терминатор 2".
"Российские фильмы всегда приводили меня в легкое замешательство, - сказал он. - В смысле спецэффектов и монтажа это был каменный век. Этот? Он может нравиться или не нравиться, но это качественная картина".