В Москве разгорелась дискуссия по поводу предложенного Кремлем плана по реставрации Большого театра. По мнению некоторых, этот план приравнивается к культурному варварству. Реставрация Большого театра декларируется как величайший культурный проект этого века в России. Стоимость реставрации дряхлеющего театра потребует десятков миллионов фунтов из государственной казны.
Этот проект рассматривается как попытка снова сделать Россию культурным центром мира. Окончательный вариант плана уже утвержден.
Тендер на строительство будет проведен в течение следующих недель, а победители будут объявлены в сентябре. Вскоре после этого приедут рабочие, и театр будет закрыт на три года, в течение которых он будет работать с перерывами.
Театр будет оборудован современными технологиями, которые позволят быстрее менять декорации, использовать более сложные конструкции. Будут отремонтированы обшарпанные кафетерии, туалеты, артистические уборные и гардеробы.
Противники плана обвиняют власти в том, что его осуществление приведет к разрушению знаменитой акустики здания и нарушению архитектурной целостности комплекса.
Вопрос сводится к концептуальным разногласиям по поводу облика самого известного театра Москвы.
Приверженцы традиций хотели бы видеть бережно сохраняемый оригинал. Блочные декорации, возможно, устарели, но они часть неповторимого очарования Большого, говорит они.
Сторонники модернизации считают, что театр должен быть полностью реконструирован, чтобы идти в ногу со временем. Потребуется больше места для более просторных уборных, новых механизмов и декораций - а это возможно, только если снести северную стену здания театра.
Северная галерея, спроектированная изначально как запасной вход в театр, оставалась невидимой с тех пор, как ее в советские времена загородили временными сооружениями.
Первые планы по реконструкции появились в 1980-х, но из-за недостатка средств и дискуссий по поводу проектов строительные работы были отложены, а потом полностью остановились. С тех пор разговоры о планах реконструкции театра неизменно приводят к склокам.
В конечном итоге после двадцати лет скандалов и вражды Кремль просто постановил, что реставрационные работы будут проводиться, несмотря на протесты художников и архитекторов.
В самом сердце Москвы, расположенный практически на одинаковом расстоянии от Кремля, Лубянки и Думы, Большой театр видел в своих стенах и царей, и генеральных секретарей компартии.
В свои лучшие годы он был символом величия российского искусства, но с падением коммунистического режима финансовые вливания истощились, возникли конкурирующие театральные труппы, и публика схлынула.
Директор института искусствознания и сопредседатель Совета по защите культурного наследия Алексей Комеч считает, что перемены необходимы, они даже несколько запоздали.
Он говорит: "Если мы снесем галерею, то сможем оснастить театр необходимым современным оборудованием. Поэтому совет в конечном счете принял нелегкое решение о деконструкции северной стены".
Противники говорят, что стену надо, наоборот, реконструировать. Один такой противник плана Кремля, пожелавший остаться неизвестным, сказал: "Археологические артефакты, находящиеся под землей, никто не разрушает только из-за того, что их никто не видит".
"Наше историческое наследие сегодня приносится в жертву деньгам", - повторяет снова и снова Алексей Денисов, архитектор, чей альтернативный план реконструкции был отвергнут. Он говорит: "Министр культуры одобрил проект, по которому северная галерея должна быть снесена. Почему? Из-за коммерческих интересов тех, от кого зависит принятие решения, они видят очередную возможность набить себе карманы".