Подпольный чеченский политик заявляет: повсюду вооруженные группировки
Российский президент Путин требует поспешить. После того как во вторник в Чечне в результате теракта погибло 15 человек, он приказал активизировать укрепление пограничной охраны на Северном Кавказе. Недавние трагические события показали необходимость усиления безопасности на Кавказе, сказал он.
"Войну на Кавказе уже не остановить, - говорит Умар Ханбиев. - Она уже перешагнула границы Чечни и охватила весь регион". 53-летний врач из Грозного, который живет в эмиграции, в эти дни приехал в Берлин в качестве личного посланника подпольного "президента Ичкерии" Абдул-Халима Садулаева.
Немецко-кавказское общество организовало ему встречи с депутатами бундестага. Официальные власти в немецкой столице не захотели выслушать послание чеченца. Они в значительной степени встали на позицию Москвы, которая утверждает, что Россия борется на Кавказе с международным терроризмом. Теракт в московском театральном центре "Норд-Ост" и беспримерно жестокий захват заложников в бесланской школе - железные аргументы в пользу данной точки зрения.
"Во всех северокавказских республиках образовались вооруженные группировки, которые задумались о своих исторических корнях и о солидарности народов региона и объявили России антиколониальную войну", - отвечает на это Ханбиев, у которого на визитной карточке написано "министр здравоохранения Чечни". Вооруженные люди, заверяет он, - это "не фанатики и не исламисты, как бы Москва нас ни называла".
Борьба - это реакция на геноцид, на страшнейшие нарушения прав человека, которые совершают в регионе российские войска. "Россия проводит политику этнических чисток, в результате которой погибли уже более 200 тысяч человек из числа мирного населения. Нам известно о 208 братских могилах в Чечне, и только в них лежит не менее 90 тысяч человек", - объясняет Ханбиев.
Пример из недавнего времени - нападение спецподразделения военной разведки под названием "Восток" на станицу Бороздиновская. Сгорело четыре дома, а две тысячи селян, аварцы по национальности, были вынуждены бежать в Дагестан. "Этот случай тоже показывает, сколь бесстыдно лгут русские власти, - говорит Ханбиев. - Сначала они говорили, что спецподразделение "Восток" успешно провело операцию против банд террористов, во время которой было убито два бойца, а 11 арестовано". Однако версия бежавших аварцев звучит совсем иначе. Они говорят, что командир действовал на свой страх и риск. Он этнический чеченец. Москва все больше пытается сталкивать кавказские народы.
Чеченское руководство при подпольном президенте Садулаеве хочет мира, уверяет его посланник. По его мнению, оно контролирует своих бойцов и, несмотря на убийство в марте всенародно избранного президента Аслана Масхадова, сохраняет способность к действиям. Запад, говорит он, должен заставить Москву пойти на переговоры. После смены правительства в Берлине, как надеется Ханбиев, шансы на это могут улучшиться.