Возможно, ЮКОС до смерти запытал Кремль, однако в нанесении смертельного удара обвиняются западные банки.
Руководство компании и акционеры указывают пальцем на западные банки, которые сыграли ключевую роль в продаже долга ЮКОСа "Роснефти" и помогли "Роснефти" легитимировать приобретение главного актива ЮКОСа путем публичного размещения акций на 10,6 млрд долларов в Лондоне на прошлой неделе.
В декабре 2005 года консорциум западных банков, представленный Société Générale, продал долг ЮКОСа на сумму 482 млн долларов "Роснефти".
Затем, в марте 2006 года, они заявили о банкротстве ЮКОСа, что, согласно мнению ЮКОСа, было заранее согласованной частью сделки с "Роснефтью".
Тим Осборн, директор компании "Менатеп", которая является главным акционером ЮКОСа, сообщил The Times: "Это уходит корнями в заявление президента Путина в 2004 году о том, что российские власти не будут банкротить ЮКОС. Поэтому Кремлю нужно было найти кого-то другого, кто обанкротил бы ЮКОС вместо него".
"То, что бывший любимец западных инвесторов должен быть обанкрочен теми же самыми инвесторами, считалось элегантным решением", - заявила Клэр Дэвидсон, пресс-секретарь ЮКОСа. Банк Société Générale от комментариев отказался.
И это был не единственный случай, когда западные институты повернулись спиной к ЮКОСу после того, как он стал мишенью Кремля.
"ЮКОС был первой российской компанией, перешедшей на общепринятые принципы бухгалтерского учета, однако в нынешнем году мы не смогли сделать этого, потому что ни одна западная фирма не согласилась провести аудит. Компания PricewaterhouseCoopers, которая сотрудничала с нами многие годы, заявила, что хотела бы помочь, но не может", - добавила Дэвидсон.
Представители PricewaterhouseCoopers от комментариев отказались.
По словам Осборна, Citigroup тоже попросила "Менатеп" закрыть ее счет в Citigroup, "потому что они не хотели злить Кремль".
Опасности перехода дороги Кремлю очевидны. Растет список британских инвесторов, юристов и журналистов, которым запретили въезд в Россию за критику государства или влиятельных государственных компаний.