Жесткий внешнеполитический курс, приверженность которому выразил новый российский президент Дмитрий Медведев, заставил мировую прессу задуматься над извечными вопросами: кто виноват и что делать? Одни обвиняют в раздувании конфликта Джорджа Буша и призывают отказаться от расширения НАТО и "ущербной" системы ПРО, чтобы развивать партнерские отношения. Наиболее радикальные комментаторы уверены, что в Кремле просто до сих пор не примирились с распадом СССР и мечтают о возрождении имперского могущества. Страны Запада могут дать отпор восточному гиганту, только если выступят единым фронтом.
Эндрю Уилсон и Марк Леонард в журнале Newsweek называют отношения России с Европой "отравленным". За последние восемь лет у России случались серьезные конфликты почти с половиной из 27 членов ЕС, напоминают эксперты. Эти споры затронули и давних, и новых членов Евросоюза; и непосредственно соседей России, и отдаленные государства; и тех, кто отличался плохими отношениями с Москвой всегда, и тех, кто тешил себя надеждой на хорошие.
В каждом из случаев имело место нечто большее, чем просто внешнеполитические проблемы отдельной страны. Конфликт всякий раз превращался во внутреннюю проблему всего Евросоюза, приводил к расколу в блоке. Авторы статьи задаются вопросом: не слишком ли часто России удавалось прыгнуть выше головы путем использования подковерной тактики "разделяй и властвуй"? Европейские страны никак не возьмут в толк, что, объединив усилия, они станут гораздо сильнее, и каждый раз теряются, когда нужно проявить солидарность. Чтобы дать отпор России, Европа должна выработать платформу для консолидации, указывает Newsweek.
Население ЕС более чем в три раза превышает население России, экономика этой международной структуры в 15 раз мощнее российской. Но главный козырь Евросоюза - во взаимосвязанности, солидарности и консенсусе между его членами. К тому времени, когда разразится следующий кризис, странам Европы нужно успеть подготовиться, советуют Уилсон и Леонард.
Тем временем все более реальной становится перспектива новой войны с участием России на Кавказе, предостерегает британская The Observer. Причина конфликта Москвы и Тбилиси - недовольство России вовлечением соседей в орбиту влияния Запада. После окончания холодной войны и распада ОВД Россия возомнила, будто НАТО и страны Запада дали ей гарантии невмешательства в ее сферу интересов, пишет Люк Гардинг. Но эти надежды не оправдались: бывшие участники Варшавского договора бросились в сторону НАТО. Российские власти воспринимают конфликт в Абхазии как последнюю возможность остановить расширение альянса.
Недавняя смена руководства в Кремле делает угрозу конфликта еще более реальной. Нового президента России Дмитрия Медведева многие считают слабым лидером, поэтому ему необходимо продемонстрировать могущественным кремлевским кланам, что и он способен действовать жестко. "Ястребы по обе стороны баррикад уже на низком старте. Может начаться вооруженный конфликт", - приводит газета слова аналитика Николая Петрова.
На прошлой неделе, выступая перед сотрудниками российского МИДа, Медведев осудил американский проект размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Он также осудил отделение Косово от Сербии и разразился критикой в адрес прибалтийских стран, обвинив их в попытках переписать историю Второй мировой войны.
С точки зрения стиля, Медведев - не Путин: он ведет себя как дружелюбный и готовый вникнуть в чужие проблемы бюрократ, отмечает Гардинг. Однако он руководствуется прежним посылом. Взгляды представителей российской политической элиты сформировались в годы холодной войны, и они, по всей видимости, до сих пор не смогли примириться с распадом СССР и оттеснением России на роль осколка бывшей империи, резюмирует The Observer. Восстановление былого могущества - вот в чем была ключевая идеологическая задача Путина, который продолжает направлять внешнеполитический курс из премьерского кресла.
А вот американская The Boston Globe призывает строить с Москвой союзнические отношения. Следующему президенту США придется иметь дело с богатой энергоресурсами Россией, которая не имеет ничего общего ни с исчезнувшим Советским Союзом, ни с Россией эпохи 1990-х, пишет издание. Пускай в Москве у власти и находится "мафия" прокремлевских воротил и ветеранов КГБ, Россия кровно заинтересована в сотрудничестве с Западом.
Если раньше усилия страны были направлены на демонтаж однополярного господства Америки, то новая стратегия Дмитрия Медведева предполагает "стратегическое партнерство" с Вашингтоном. В недавней речи перед российскими дипломатами новый президент отметил, что Запад лишился "монополии в глобальных процессах", хотя и не назвал имя западного лидера, упустившего из рук все козыри, которые были ему вручены в начале нынешнего столетия, иронически замечает газета. В новой формулировке нашлось место характерным ноткам обиды и самоуверенности, которые известны Западу еще по речам "политического гуру" Медведева, экс-президента Владимира Путина. Это сходство не случайно, ведь Путин продолжает руководить вопросами внешней политики из премьерского кресла.
Издание указывает, что кандидатам в президенты США Бараку Обаме и Джону Маккейну пора сформулировать отношение к России - ведь она может стать как ключевым партнером, так и источником неприятностей. Президент Буш без всякой нужды вызвал рецидив русской паранойи: он поспешил признать независимость Косово, продолжил курс Клинтона на расширение НАТО и настаивает на размещении в Восточной Европе насквозь ущербной системы ПРО. Преемникам Буша следует ослабить недовольство Москвы. Тогда следующий президент сможет рассчитывать на обретение в лице России твердого сторонника в борьбе с терроризмом, в обеспечении энергетической безопасности и в противодействии иранской ядерной программе.
Также по теме:
Возвращение "мистера Нет" (The Economist)
Запад обескуражен стойкостью Медведева (Обзор прессы)