Сегодняшняя Financial Times Deutschland публикует статью Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, профессора Колумбийского университета и главы экспертной комиссии ООН по реформе финансовых рынков, посвященную мировому финансовому кризису и его влиянию на развивающиеся страны.
Спад в США начался с крушения финансовой системы, который вскоре перекинулся на реальную экономику. В развивающихся странах все проходило наоборот, отмечает Стиглиц, - национальные экономики подкосило сокращение экспорта и уменьшение притока денег из-за рубежа.
В конце июня, говорится далее в статье, под эгидой ООН прошла конференция, посвященная влиянию мирового экономического кризиса на развивающиеся страны. Ее участники предложили возможные меры и создали рабочую группу, перед которой была поставлена цель найти выход из кризиса. Конференция ООН предложила более четкое описание кризиса и мер, необходимых для выхода из него, чем G20 и показала тем самым, что разработка решения не должна ограничиваться клубом избранных.
Исходя из того, что кризис начался в США, конференция решила, что и в выходе из него они должны играть ведущую роль. Многие участники, вероятно, понадеялись на то, что Америка выделит "жертвам своей политики" крупные суммы, однако этого не случилось.
Тем не менее, многие развивающиеся страны только что скинули с себя долговое бремя и не хотят снова оказаться в подобной ситуации. Это означает, что они нуждаются в благотворительности, а не в кредитах. Страны G20, которые обратились к МВФ, чтобы тот выделил большую часть денег, необходимых развивающимся странам для преодоления кризиса, этого, в отличие от конференции ООН, не учли.
Самой трудной темой, обсуждавшейся на конференции, продолжает Стиглиц, была реформа мировой резервной системы. Как бы то ни было, долларовая система пошла трещинами. Вопрос лишь в том, удастся ли произвести "переход от нынешней системы к альтернативной упорядоченно и структурно или он будет происходить безо всякого плана", замечает видный экономист.
США и другие индустриальные страны ускорили глобализацию. Но кризис показал, заключает Стиглиц, что ее форма оставляла желать лучшего. Если глобализация должна быть благом для всех, то и решение о ее форме следует принимать демократическим путем с участием всех заинтересованных сторон - "тех, кто совершал ошибки, и тех, кто страдает от них".