Борьба за власть в Тегеране вышла на новый уровень, пишет Die Zeit, впервые система Исламской республики пошатнулась столь серьезно.
Многие уже списали со счетов "зеленое движение" в Иране, говорится в статье: в течение трех недель в Тегеране практически никто не выходил на улицы с протестами, а лидер движения Мир-Хосейн Мусави вообще исчез из поля зрения. "Стратегия массированного запугивания населения, применяемая режимом, казалось, возымела действие", - замечает Мартин Гелен.
Но все изменилось после пятничной молитвы, во время которой бывший президент республики Хашеми Рафсанджани выступил с проповедью в Тегеранском университете. Из его речи впервые стало понятно, насколько в действительности серьезна оппозиция действующему режиму.
Даже при том, что политические речи в Иране обычно гораздо более "закодированы", нежели на Западе, проповедь Рафсанджани была почти открытой критикой действующей власти. Катастрофой и даже эпидемией назвал экс-президент сомнения, распространяющиеся в народе. Он потребовал выпустить всех политических заключенных и положить конец цензуре прессы.
Даже такие традиционные лозунги, как "Смерть США", получили в пятницу "конкурентов" в виде призывов "Смерть России" и "Смерть Китаю", сообщает корреспондент. Это связано с тем, что оба государства поспешили выразить поддержку Ахмадинежаду и поздравить его с победой на выборах. При этом президент США Барака Обама подверг острой критике тот факт, что режим в Тегеране позволил себе стрелять по гражданам. Одновременно Обама дал понять, что иранский народ может сам решать свою судьбу.
"Бряцание оружием в адрес Ирана и угрозы его руководству в настоящий момент являются таким же неверным методом, как и нейтральный переход к будничным отношениям с режимом Ахмадинежада", - заключает Мартин Гелен. Иранский народ решительно настроен на то, чтобы добиться свободы, но на это ему потребуется время, полагает он.