На этой неделе два самолета компании "Бритиш Эйруэйз" чудом избежали столкновения после того, как приборы нового британского центра контроля воздушного транспорта дали сбой.
Стажер, проходивший подготовку в центре, дал Боингу-777, следовавшему в аэропорт Хитроу, приказ идти на посадку, не обратив внимание на то, что километром ниже в тот же аэропорт летит Боинг-737.
Национальная служба воздушного транспорта была приватизирована летом прошлого года. В январе начал работать новый центр в Суонуике, стоимостью в 600 млн. фунтов стерлингов. С тех пор авиаслужбы постоянно страдают от сбоев компьютерной техники. Пришлось отменить уже сотни рейсов, миллионы пассажиров столкнулись с задержками вылетов. Но опасный инцидент, произошедший в понедельник над Ла-Маншем, - это первый случай, столь близкий к катастрофе.
Инструктор, наблюдавший за работой стажера, увидел, что на экране монитора появился сигнал тревоги. Он попытался перевести управление на себя и послать пилотам сигнал тревоги, но система не сработала.
Служба воздушного транспорта избавилась от неисправного оборудования и попросила всех старших диспетчеров заранее проверять компьютеры, на которых будут тренироваться стажеры.
В заявлении службы говорится: "Диспетчер пытался дать Speedbird 246 команду уйти в сторону от Speedbird 477 через компьютер стажера, но техника отказала".
Когда стажер понял, что инструктор пытается взять контроль над ситуацией на себя, он дал Боингу-777, летевшему из Рио-де-Жанейро, команду прекратить снижаться на расстоянии в 300 м. от Боинга-737 с пассажирами из Валенсии. Но к тому моменту Боинг-777 уже находился всего в 150 м. от второго самолета.
В этот момент стажер дал Боингу-737 указание сделать маневр в сторону. В докладе говорится, что пилоты этого самолета "сообщили о визуальном контакте" с Боингом-777.
Самолеты разминулись на расстоянии 600 м. по вертикали и 2 км. по горизонтали. Оба летели со скоростью 650 км. в час, то есть пролетали один километр менее чем за десять секунд.
Пресс-секретарь службы воздушного транспорта заявил, что совет Airpox изучит обстоятельства инцидента. В состав совета входят диспетчеры и пилоты. Имена участников не раскрываются, чтобы гарантировать честное изложение событий.
В прошлом году количество случаев, близких к катастрофам, резко возросло. Большинство из инцидентов связано с военными самолетами.
С января по июнь 2001 г. возникла 101 опасная ситуация. 16 из них относятся к категории "А", самой серьезной. В 2000 г. таких инцидентов было 14.
"Британские авиалинии", одна из семи компаний, владеющих службой воздушного транспорта (БА принадлежит 46%), сообщили, что служба "проводит расследование, и мы оказываем ей содействие".
Инцидент произошел в понедельник в 8.10. Утренние часы ? одни из самых напряженных в Хитроу. Небо над юго-востоком Англии ? один из самых загруженных авиатранспортом участков в Европе.
Профсоюз авиадиспетчеров недавно предупредил, что диспечеры страдают от излишнего стресса потому, что им приходится обучать большое количество новых сотрудников, одновременно пытаясь выполнять свои обязанности, связанные с обеспечением безопасности пассажиров. Службе постоянно приходится закрывать различные зоны воздушного пространства в связи с нехваткой персонала. В год подготовку проходит 130 новых диспетчеров.
Вчера лидеры профсоюза встретились с руководством службы воздушного транспорта, чтобы попытаться договориться о заработных платах. Если проблема не будет решена, летом диспетчеры могут объявить забастовку. Служба предложила повысить зарплаты на 2,2% в этом году и на 6% в течение ближайших двух лет. 80% из 2000 диспетчеров не приняли этого предложения. Следующая встреча состоится в среду.