Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 июня 2005 г.

Редакция | The Economist

Нефть, газ и политика

Российское правительство ужесточает контроль над привлекательной нефтегазовой отраслью. Отобрав ЮКОС у прежних владельцев, оно заключило сделку и получило контроль над газовой монополией "Газпром". Возможно, на очереди ренационализация "Сибнефти", еще одного независимого производителя нефти. Есть ли у мира, жаждущего энергоносителей, повод для беспокойства?

В каком-то смысле это был шаг вперед. В четверг, 16 июня российская газовая монополия "Газпром" согласилась продать 10,7% своих акций правительству страны за 7,2 млрд долларов. Цена ниже предложенной банками, производившими оценку, но это хотя бы прозрачная и честная сделка. Это нехарактерно для российского энергетического сектора, славящегося своей непрозрачностью. Безобразное расчленение ЮКОСа ближе к методам, которыми российское правительство пользуется, отбирая нефтяные и газовые гиганты у "олигархов", купивших их по дешевке в ходе приватизации начала 1990-х годов.

Сделка правительства с "Газпромом" увеличивает долю государства в компании более чем до 50%, и это позволит ей открыть свои акции для западных инвесторов. В настоящее время иностранцы не могут торговать акциями "Газпрома" на российской бирже, они владеют этими акциями в форме Американских депозитарных расписок, которые намного дороже обычных акций. Восстановив контроль, правительство надеется повысить цену российской биржи. Но оно также ставит перед собой цель создать национальный энергетический гигант по образу и подобию Aramco из Саудовской Аравии.

Когда правительство расплатится за увеличение своей доли в "Газпроме" и снимет ограничения, западные инвесторы могут обнаружить, что эти акции не в их вкусе. Газовый гигант больше похож на министерство, а не на корпорацию, стремящуюся к получению прибыли. Российский инвестиционный фонд Hermitage Capital, имеющий акции "Газпрома", ежегодно публикует аудиторский отчет, отмечая недостатки корпорации. Hermitage утверждает, что "Газпром" хотя бы прекратил избавляться от активов, которое он использовал, продавая газовые резервы по сниженным ценам партнерам по совместным предприятиям. Но он указывает на затратные налоговые схемы, легкомысленное отношение к неоплаченным счетам, непропорционально высокие расходы на зарплату и подозрительно дорогие проекты трубопроводов. Неудивительно, что рыночная стоимость "Газпрома" мизерна в свете его резервов по сравнению со стоимостью таких компаний, как ExxonMobil или Shell.

В результате некоторые иностранные инвесторы поостерегутся. Другие решат, что компания, которой принадлежит 20% мировых газовых резервов, на долю которой приходится 16% мирового производства и которая обеспечивает 25% европейского рынка, сильна, несмотря на недостатки. Но перспективы роста "Газпрома" сомнительны. Его объемы производства в 2004 году были не выше, чем в 1999-м.

Сделка с "Газпромом" - не первая попытка правительства получить контроль над компанией с целью создания государственного энергетического колосса. Первоначально планировалось слияние "Газпрома" с "Роснефтью", нефтяной компанией второго ряда. Но в декабре "Роснефть", пользующаяся поддержкой некоторых, хотя и не всех, фракций Кремля, приобрела "Юганск", главное производственное подразделение ЮКОСа, за 9,4 млрд долларов на странном аукционе, навязанном ЮКОСу после того, как его поставили на колени, требуя уплаты налогов за прошлые годы.

Как только "Юганск" оказался под крылом "Роснефти", компания заявила, что образовавшаяся группа слишком велика для поглощения "Газпромом". Кроме того, российское правительство начало опасаться исков против "Газпрома" после слияния с победителем сомнительного аукциона. Вскоре слияние "Газпрома" с "Роснефтью" распалось. Руководство "Роснефти" радо, что может идти собственным путем: получив "Юганск", компания стала сильным конкурентом "Лукойла", ведущего производителя нефти после гибели ЮКОСа.

Ходят слухи, что "Газпром" и "Роснефть" борются за право поставить под контроль государства "Сибнефть", пятого по величине российского производителя. Крупнейшим акционером "Сибнефти" является Роман Абрамович, олигарх, живущий по большей части в Лондоне. Но ЮКОСу, в результате несостоявшегося слияния 2003 года, принадлежит 34,5% акций "Сибнефти". Поскольку активы ЮКОСа по-прежнему заморожены из-за налоговых претензий, эти акции можно отобрать. У победителя появится средство воздействия на Абрамовича с целью заставить его выпустить из рук контроль над "Сибнефтью".

Если в руках государства окажется еще один независимый производитель, иностранным нефтяным компаниям, все еще стремящимся добраться до российских энергетических резервов, мало что останется. "Лукойл", в котором имеет долю американская ConocoPhillips, возможно, будет рад новым инвестициям; ТНК-BP, совместное предприятие, которое борется с "Роснефтью" за второе место в рейтинге нефтяных компаний, также представляет интерес для иностранных инвесторов; "Сургутнефтегаз", четвертый по величине производитель, принадлежит руководству компании и до сих пор оставался глухим к предложениям иностранцев. Что касается "Роснефти" и "Газпрома", то они обсуждали содействие иностранных инвесторов их планам по расширению, но только с государственными нефтяными компаниями Индии и Китая.

Чего стоят национальные чемпионы?

Недовольство иностранцев, которым не удается получить в отрасли больший кусок, легко понять. В последние годы российское нефтяное производство быстро растет, не отставая от спроса мировых экономик, жаждущих энергоносителей. В 1999-2004 годах российские нефтяные компании увеличили объем производства примерно на 50%. Экспорт нефти почти равен экспорту из Саудовской Аравии, являющейся крупнейшим производителем в ОПЕК. Это не только приносит доход российскому правительству, которому достается значительная часть выручки в виде налогов, но и превратило нефть в важный инструмент внешней политики.

Однако в то время как государство усиливает контроль над энергетическим сектором, рост производства прекратился. В январе нынешнего года уровень производства составлял 9,28 млн баррелей в день, а в мае - 9,33 млн баррелей в день. Прирост в 50 тыс. баррелей в день не идет в сравнение с 2004 годом, когда в январе-мае объем производства увеличился на 150 тыс. баррелей в день. В этом хотя бы отчасти повинны проблемы, созданные ЮКОСу. По мнению некоторых аналитиков, если производство пострадает еще больше, правительство, возможно, пересмотрит свои намерения национализировать значительную часть отрасли - тем более, что замедление роста производства нефти отражается на экономике в целом. На прошлой неделе министр экономики Герман Греф во второй раз за месяц снизил прогноз роста на 2005 год - до 5,5%, с 7,1% в 2004 году. Национальные лидеры в государственной собственности могут дорого обойтись.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru