В тегеранском квартале Бизим на юге столицы каждый второй молодой человек - безработный. В саду на траве сидят три женщины и ругают молодых людей, пришедших сюда провести время. "Нет, они неплохие ребята. Но безработица - ужасная вещь". Женщины спросили у переводчицы, где она живет: в Зафарание, на севере. Они посмотрели на горную цепь Альборз, у подножия которой располагаются кварталы, где живут богатые. "Да, там хорошо жить", - вздохнули они.
И если победа Ахмадинеджада, мэра-интегралиста Тегерана, захватила врасплох многих жителей северного Тегерана, то для этих женщин в этом не было ничего неожиданного. С тех пор, как он стал мэром в 2003 году, Ахмадинеджад дает парам, которые хотят вступить в брак миллион туманов, 1100 евро. "Мой зять работает продавцом в министерстве культурных ценностей и получает 120 тысяч туманов в месяц (130 евро): как он мог жениться без этой помощи? То же самое касается и моего сына, который работает в строительной фирме и получает зарплату в 150 тысяч туман", - говорит одна из женщин. Жениться - единственный способ для юношей и девушек в этих интегралистских кварталах быть вместе.
Здесь все голосовали за Ахмадинеджада. "Принципы революции были преданы", - говорит продавец фруктов. "Революция была сделана во имя обездоленных, но бедные остались бедными, а богатые строят себе дворцы из стекла и стали. А Ахмадинеджад, когда мэрия подарила ему дом, продал его и распределил деньги в бедных районах. Я голосовал за него, потому что имам сказал: голосуйте за тех, у кого скромная кампания, а не за тех, кто надеется на миллионы. "Он один из нас", - повторяют все, в то время как Рафсанджани - " богатый и коррумпированный". А реформаторы? Хатами не богатый, вы недовольны тем, что он дал вам больше свобод? "Зачем мне эта свобода, если я работаю по 20 часов в сутки", - таким был ответ. Ахмадинеджад победит на переголосовании, говорит старик: "Он басидж, и басиджи (добровольное ополчение) по всей стране голосовали за него".
В течение этого года духовный лидер наметил трех кандидатов. Прежде всего Лариджани, бывший глава государственного телевидения, но он был отстранен от выборов, когда духовный лидер понял, насколько его ненавидит население. Затем Калибаф, начальник полиции и бывший руководитель стражей исламской революции: он оказался чрезмерно уверенным в своей военной власти. В конце концов выбор Хаменеи пал на Ахмадинеджада, которого любят бедные и религиозные ультра, которым претит модернизация и все более быстрый отход от традиций. В Тегеране шепчутся о том, что за две недели до выборов спецслужбы провели секретную встречу с лидерами военных и полувоенных формирований и приказали им голосовать за Ахмадинеджада.
Поэтому здесь все более откровенно говорят о "военном заговоре", и бывший председатель парламента Мехди Карруби , занявший третье место, обвинил басиджей и стражей исламской революции в том, что они добились голосования по Ахмадинеджаду "при поддержке" Совета стражей исламской революции - контролирующего органа, в котором доминируют ультрарелигиозные деятели. Он даже называет имя организатора этой кампании - это бывший заместитель министра спецслужб Пур Мохаммади, тот, кто вначале президентского срока Хатами попытался заблокировать процесс реформ силой террора, убивая писателей и представителей интеллигенции. Вероятно, это тот человек, которому Хаменеи поручил дело создания "параллельного государства", при помощи которого правительство Хатами потерпело поражение.
Режим оперативно блокировал протесты, закрыв две газеты, которые опубликовали письмо Карруби. Сам Карруби сказал, что направил письмо в газеты после того, как духовный лидер отклонил его изначальные протесты, и заявил, что "никому не позволит раздувать кризис в стране". Карруби ушел со всех занимаемых им постов: "Я готов согласиться с любыми последствиями, чтобы защитить право народа на свободное голосование", - сказал он.
Чтобы "развеять любые сомнения относительно правильности голосования", Совет стражей отдал распоряжение пересчитать бюллетени на 100 произвольно выбранных избирательных участках в четырех крупных городах. Вчера вечером, как и можно было предположить, по телевидению было объявлено, что " не было обнаружено ни одной махинации" и что были подтверждены результаты первого тура голосования: лидирует Рафсанджани, следом за ним идет Ахмадинеджад. Переголосование пройдет в ближайшую пятницу.
Реформаторы не пришли к единому мнению, поддерживать Рафсанджани или нет. Многие из них считали в прошлом, что он несет ответственность за репрессии и провал реформ, хотя сегодня бывший президент призывает всех " выступить единым фронтом против отсталости", иными словами, против интегрализма, который представляет Ахмадинеджад. Занявший четвертое место в первом туре кандидат Моин заявил, что не пойдет голосовать, так же как и лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади. Но все больше групп реформаторов и авторитетных политических деятелей призывают иранцев идти на избирательные участки.
Ведущая организация исламских студентов Tahkim-e-Vahdat, которая перед первым туром призывала к бойкоту выборов, призвала студентов голосовать за Рафсанджани. Аналогичным образом поступил Эзатолла Сахаби, представитель интеллигенции, который 12 лет провел в тюрьме при шахском режиме и за свою критику режима три года назад был арестован, провел три месяца в изоляции и подвергался различного рода физическим и психологическим пыткам вплоть до своего освобождения.