Российский президент Владимир Путин недавно сделал своему американскому коллеге Джорджу Бушу сюрприз, предложив сотрудничество в области противоракетной обороны. Вашингтон приветствовал этот шаг, но эксперты задаются вопросом, смогут ли стороны найти точки для соприкосновения.
США хотят разместить в Польше 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии - мощную радарную установку, чтобы оградить США и Европу от угрозы со стороны иранских ракет. Москва же утверждает, что этот щит, по-видимому, направлен против России, поскольку пройдут годы, пока Иран сумеет разработать ракеты, способные поражать цели в США.
Однако на недавнем саммите "большой восьмерки" богатых держав Путин, несколько месяцев изъяснявшийся в стиле холодной войны, внезапно изменил тон и предложил делиться информацией с российского радара раннего оповещения, находящегося в Габале (Азербайджан). Он также рекомендовал Пентагону разместить ракеты-перехватчики в Турции, Ираке или на кораблях.
Размещение элементов ПРО в Европе тревожит Россию по нескольким причинам. В политическом смысле она обеспокоена значимостью появления сил США в бывших странах социалистического лагеря.
Москва не согласна с мнением Пентагона, уверяющего, что перехватчики из Польши не в состоянии перехватить ни одной российской ракеты, а также беспокоится, что они смогут сбивать ее спутники. Но главный повод для тревог - предположение, что работающий в X-диапазоне радар, находящийся в Чехии, сможет следить за Россией.
Российские специалисты говорят, что Габалинская радиолокационная станция станет для США, так сказать, окном в Иран. Габалинская РЛС покрывает большую территорию от Турции до Пакистана, но не Россию, что отчасти объясняет, почему Путин сделал такое предложение. Эксперты говорят, что станцию можно модернизировать так, чтобы она направляла противоракетные перехватчики - это наиболее мощная функция радаров X-диапазона.
Однако мало кто из экспертов уверен, что США и России удастся наладить содержательное сотрудничество. Специалист по вопросам противоракетной обороны из New America Foundation Джеффри Льюис, автор блога ArmsControlWonk, настроен пессимистично, так как, на его взгляд, обе стороны в прошлом упустили не одну возможность для сотрудничества.
Эксперт по России из Carnegie Endowment for International Peace Дмитрий Тренин соглашается с Льюисом в том, что спектр возможностей для сотрудничества узок. Как он говорит, использование радара в Габале было предложено при условии, что США приостановят подготовку к осуществлению своих планов в Польше и Чехии, - но США поклялись не отказываться от них.
США приветствовали предложение воспользоваться Габалинской РЛС, в частности, потому, что расценили его как признание Россией потенциальной опасности Ирана. Российские официальные лица оспаривают такую интерпретацию, уверяя, что их предложение отчасти было призвано доказать, что в данный момент Иран не несет угрозы. По мнению Тренина, в любом случае это предложение знаменует смену политического курса:
"Изменение очень тонкое: предложение, по сути, означает, что Россия предлагает американцам усесться у окна в Иран. Американцы и русские будут сидеть и наблюдать; и если что-то свершится, уже нельзя будет говорить, что Россия на стороне Ирана. Будь я персом, меня не слишком бы порадовало это предложение Путина".
Один из представителей американской администрации говорит, что Пентагон надеялся обсудить предложение с российскими экспертами до июльской встречи Буша и Путина: "Я все еще не исключаю возможности того, что мы найдем способ сотрудничества в этой сфере с Россией. И у нас, и у них есть для этого много резонов".
Дэрил Кимболл, исполнительный директор Ассоциации по контролю за вооружениями, утверждает, что тревоги России отчасти вызваны сложностями с заключением соглашения о ядерных вооружениях, которое должно прийти на смену Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), истекающему в 2009 году.
Сочетание двух обстоятельств - разработки систем ПРО в США и ограничения возможностей взаимной проверки ракетных арсеналов (в случае если взамен СНВ-1 не будет заключен новый договор), Москва "опасается, что США нанесут сокрушительный первый удар", отмечает Кимболл.
Еще один источник в администрации США говорит, что обе стороны изучают вопрос о том, смогут ли они договориться о соглашении для замены СНВ-1. Ожидается, что на встрече Буша и Путина будет сделано совместное заявление.