Михаил Ходорковский, бывший владелец нефтяной компании ЮКОС и осужденный, уже отбывший один срок в Сибири, был в этом месяце приговорен ко второму сроку в исправительной колонии в северном регионе, граничащем с Финляндией, пишет The New York Times.
В соответствии с российской практикой этапирования заключенных, местонахождение Ходорковского, вывезенного из Москвы 10 июня, оставалось неизвестным. В понедельник его адвокат сообщил, что Ходорковский прибыл в неназванную колонию в Карелии после долгого путешествия в тюремном железнодорожном составе.
"Такие поезда обычно идут долго и со многими остановками, так что долгое неведение о местонахождении Ходорковского стало вопросом спекуляций, учитывая символическую важность этого дела - одного из самых политически заряженных в сегодняшней России", - отмечает автор статьи Эндрю Крамер.
"Преследование Ходорковского властями иногда рассматривается как возвращение к методам советской юстиции. Его отправка для отбытия первого, восьмилетнего срока в колонию в Читинской области в Сибири, регионе настолько далеком и негостеприимном, что даже у русских он ассоциируется с невзгодами и холодными зимами, не способствовала улучшению имиджа России", - продолжает автор.
"Новое место пребывания Ходорковского, в Карелии, лесной зоне, местами населенной финоязычными меньшинствами, расположено ближе к Москве, но исторически оно тоже являлось средоточием тюремной системы ГУЛАГа. Так что неизвестно, свидетельствует ли такой выбор колонии о смягчении отношения властей к Ходорковскому, хотя символически значимо, что он теперь не в Сибири", - говорится в статье.
В качестве еще одного знака потепления в деле Ходорковского издание рассматривает слова Дмитрия Медведева, сказанные в интервью The Financial Times в прошлые выходные: он признал, что теоретически Ходорковский может претендовать на досрочное освобождение и помилование президентом, но не пояснил, намерен ли он даровать ему такое помилование.
Между тем Вадим Клювгант, адвокат Ходорковского, заявил: ни высказывания Медведева, ни тот факт, что новая колония находится не в Сибири, не свидетельствуют об изменении отношения властей к его клиенту. По российскому закону, направленному на улучшение условий содержания заключенных, они должны отбывать сроки недалеко от своего места жительства. В данном случае это Москва, так что отправка Ходорковского в далекую колонию является нарушением.