Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
21 марта 2000 г.

Майкл Р. Гордон | The New York Times

Российские политики пытаются примкнуть к Путину

Российская предвыборная компания вышла на финишную прямую. Недавно исполняющий обязанности президента Владимир В. Путин сел на московскую электричку, чтобы встретиться с рабочими пригорода.

В путешествие он отправился не один. Юрий Лужков, мэр Москвы, в прошлом один из злейших конкурентов Путина, появился, чтобы продемонстрировать свою преданность.

"У нас много общего, - любезно сказал Путин. - Наши расхождения не глубоки".

Выборы в России могли стать состязанием за право стать президентом. Но поскольку сомнений в результате осталось немного, они больше похожи на коронацию, чем на тяжелые бои. Региональные лидеры, экономические реформаторы, потерпевшие поражение конкуренты, все соперничают между собой за право примкнуть к Путину до выборов, которые состоятся в воскресенье, - пишет газета.

Самая большая опасность для Путина заключается в том, что электорат может сделать вывод, что Путин настолько вырвался вперед, что голосовать просто нет надобности. Тогда у Кремля не будет 50 процентов, которые по российским законам необходимы для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися.

Похоже, Путин намерен поддерживать интерес избирателей, устраивая увлекательные поездки, такие как сегодняшний неожиданный визит в Чечню. Как герой голливудовского фильма "Top Gun", Путин приземлился на аэродроме возле Грозного, побежденной столицы, на двухместном истребителе СУ-24 и заверил российские войска, что они только что воевали во имя прекращения всех войн.

Выборы стали безальтернативными, когда 31 декабря Борис Ельцин ушел с поста президента, назвал Путина своим преемником и объявил досрочные выборы, позволив тем самым Путину начать свою кампанию в момент своей наивысшей популярности - еще до того, как война в Чечне перестала казаться столь успешной.

Результат президентских выборов выглядит настолько очевидным, что некоторые комментаторы сравнивают президентскую кампанию Путина с рекламными роликами государственной авиакомпании советских времен: "летайте самолетами Аэрофлота, - как будто бы был какой-то выбор. "Конечно, мы летали Аэрофлотом, - пишет "Независимая Газета". - А как еще?".

Но еще до того, как стало понятно, что соревнования не получится, президентские выборы стали скорее политической борьбой в среде правящей элиты, чем национальным референдумом о будущем нации.

В России осталось немного настоящих массовых политических движений. Большинство россиян считают политические партии кликами, собранными вокруг того или иного влиятельного политика.

Сейчас, когда результат уже практически предрешен, большинство политиков бросилось, буквально и фигурально, в последний вагон уходящего поезда Путина, чтобы успеть занять свое место до отправления. Большинство влиятельных российских губернаторов и местных начальников поддержали Путина. Евгений Наздратенко, деспотичный губернатор Приморского края, например, ранее поддерживавший Лужкова, заявил о лояльности к Путину.

Многие из наиболее заметных российских политиков, называющих себя реформаторами, повели себя в равной степени прагматично. Анатолий Чубайс, главный архитектор российской приватизации и в настоящее время директор электроэнергетической монополии, и Сергей Кириенко, бывший премьер-министр, оба поддерживают Путина, по всей видимости рассчитывая на то, что он станет сильным лидером, способным провести долгожданные экономические реформы в неуправляемой стране.

Лидер молодых коммунистов тоже поддержал Путина, как и некоторые из бывших членов левой Аграрной партии.

Сергей Степашин, предшественник Путина на посту премьер-министра, раньше заявлял, что исполняющий обязанности президента совершил большую ошибку, послав войска в Чечню. В ходе декабрьских парламентских выборов Степашин объединился с Григорием Явлинским, лидером либерального движения "Яблоко". Теперь же он тоже решил связать свою судьбу с Путиным.

"Бессмысленно все время находиться в оппозиции, ничего не делать и только критиковать", - заявил Степашин в интервью.

Путин сделал все возможное, чтобы заручиться поддержкой со всех сторон. Его стратегия - оставаться над схваткой и не делать себя самого мишенью. Его предвыборная платформа - упражнение по намеренной неопределенности, смесь философии свободного рынка и призывов к сильному российскому государству.

Сейчас в поезде Путина много свободного места, хотя никто не может быть уверен в том, что останется в нем после выборов. В результате кампания выглядит как-то шизофренично. Лидер ведет себя так, как будто он уже стал президентом. Единственно, кто организует митинги, дает рекламу на телевидении и участвует в теледебатах - другие 11 кандидатов. Но шансов на победу у них нет.

Это не значит, что кампания лишена стратегии и интриги. Пусть соперники Путина не способны остановить его локомотив, но они могут извлечь много полезного для себя, если им удастся немного притормозить его движение.

Геннадий Зюганов, лидер Коммунистической партии, является самым грозным врагом Путина. Его цель - сделать все возможное, чтобы состоялся второй тур. Судя по всему, во втором туре Зюганов проиграет, но по крайней мере так ему удастся сохранить лицо.

Явлинский, лидер "Яблока", в одиночку ведет свой крестовый поход против коррупции в правительстве, сурово критикует Кремль за жестокую военную кампанию в Чечне. Он с большим отставанием идет третьим. Несмотря на большое внимание телевидения, у него мало шансов выйти во второй тур. Но если он состоится, это может многое ему дать.

Например, он мог бы выторговать себе у Путина важный пост в Кремле, как сделал Александр Лебедь, генерал в отставке, поддержав Ельцина в 1996 году.

"Я думаю, что Явлинский готов принять предложение работать в исполнительной власти, - сказал в январе Степашин. - Если он наберет достаточное количество голосов, то предложит свою кандидатуру".

Есть так же большое количество крупных начальников, региональных лидеров и негласных политических воротил, которые могут предложить Путину свои услуги в том случае, если в первом туре ему не удастся нанести нокаутирующий удар. Судя по результатам опросов, это очень вероятно, и в этом случае они смогут получить что-то для себя взамен.

Среди кандидатов присутствуют также политики, занимающиеся самораскруткой, фиктивные кандидатуры, выдвигаемые с целью оттянуть на себя голоса избирателей, лица, не принадлежащие ни к одной из партий, и странные типы, которым скорее интересно рекламировать себя, чем заниматься серьезной политикой.

Плакаты с задумчивым лицом Умара Джабраилова, молодого чеченского бизнесмена, расклеены по всем бульварам в центре Москвы. Ему было отказано в выдаче американской визы в связи с подозрениями в криминальных связях. Его предвыборная платформа состоит в том, что России нужен модный президент.

Он и некоторые другие второстепенные кандидаты недавно приняли участие в популярной телевизионной программе "Счастливчик", русской версии "Who Wants to Be a Millionaire". Он не был особенно удачлив. Споткнувшись на вопросе о типах занавесок, он выиграл всего 1000 рублей, 35 долларов.

Владимир Жириновский, националист-одиночка, тоже является кандидатом в президенты. Ему нравится находиться в центре внимания. Возможно, Кремль подвиг его к участию в выборах, чтобы повысить число голосующих и вероятность того, что выборы будут признаны состоявшимися.

Одной из самых необычных черт избирательно бюллетеня является возможность проголосовать против всех.

Не удивительно, что появилось движение "просто скажи нет". Его цель - добиться повторных выборов. К тому времени Путин может потерять часть своего электората, по крайней мере так полагают некоторые из организаторов движения, в числе которых, например, есть некоторые из сторонников Явлинского.

Но вероятность столь драматического исхода не велика. Похоже, в стране сейчас больше апатии, чем гнева. И большая часть российского политического истеблишмента, похоже, пришла к выводу, что раз уж Путина победить невозможно, лучше к нему присоединиться.

Алексей Подберезкин, бывший союзник Зюганова, высоко оценил Путина. То же самое сделал Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области. Они оба являются кандидатами в президенты.

Но дальше всех пошли официальные власти промышленного города Волгограда (в советское время - Сталинград). Здесь появились два конкурирующих штаба в поддержку Путина. Местные власти соревнуются в демонстрации своей преданности.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru