Вчера Россия обвинила двух высокопоставленных сотрудников администрации Буша в "открыто конфронтационных" заявлениях, в которых они назвали Москву "активным распространителем" опасных военных технологий.
Причиной столь жесткой реакции со стороны МИД России стало интервью, опубликованное в британской газете Sunday Telegraph. В нем министр обороны США Дональд Рамсфелд и его заместитель Пол Вулфовиц использовали выражения, по своей резкости превосходящие все ранее сказанное кем-либо из команды Буша, чтобы выразить недовольство ролью, которую играет Россия в предоставлении ракетных технологий Ирану и другим странам.
Во второй раз за последнее время Рамсфелд открыто критикует действия России по распространению военных технологий. Эти заявления были сделаны в тот момент, когда администрация, по имеющимся сведениям, решает, продолжать ли политику активного сотрудничества с Россией или свести эти отношения до уровня, соответствующего нынешнему приниженному статусу России, и продемонстрировать свою негативную оценку российской позиции в отношении американских внешнеполитических инициатив в области ПРО и нераспространения стратегических технологий.
"Россия - активный распространитель, - заявил Рамсфелд в Пентгагоне в интервью корреспонденту Sunday Telegraph Уинстону Черчиллю, внуку британского лидера времен второй мировой войны. - Она оказывает другим странам помощь в этих областях, тем самым создавая более серьезные проблемы для США и Западной Европы. Нам всем придется мириться с результатами распространения стратегических технологий". С подобным же заявлением он выступил 14 февраля.
Вулфовиц был более язвителен, подчеркнув, что русские готовы продавать что угодно кому угодно, лишь бы заработать деньги. Он напомнил фразу Ленина о том, что ?капиталисты продадут даже веревку, на которой мы их повесим?.
"По моему мнению, они должны быть поставлены перед выбором, - продолжил он. - Москва не может надеяться на получение от США и из союзников миллиардов долларов в качестве помощи, одновременно продавая оружие, которое угрожает нашему народу, а нашим летчикам и морякам."
Россия, наряду с Китаем и Северной Кореей, оказывает Ирану помощь в создании баллистических ракет и строительстве гражданской АЭС, против чего выступает Вашингтон.
После развала СССР администрация Клинтона поддерживала с Россией активные контакты (дипломатические обмены, смешанные комиссии, программы оказания финансовой помощи), одной из целей которых было убедить Москву ограничить продажи оружия и опасных технологий ненадежным государствам.
Хотя в этом направлении был достигнут ряд успехов, были и конфликты, особенно в случае с Ираном, который Россией рассматривается как важный рынок обычных вооружений и гражданских ядерных технологий. Москва считает также необходимым развивать отношения со стратегическим соседом, каковым является Иран, чтобы противостоять исламскому экстремизму в Средней Азии.
Отвечая на вопрос по поводу вчерашнего заявления МИД России, официальный представитель Пентагона контр-адмирал Крейг Куигли подчеркнул: "Факты свидетельствуют о больших объемах продаж оружия Россией. Иран - всего лишь последний ее клиент". Однако в заявлении МИД России отмечается: "На нас опять бездоказательно навешивается ярлык чуть ли не главного распространителя оружия массового уничтожения".
В нем утверждается, что заявления официальных лиц Пентагона "явно идут вразрез с публичной позицией нового президента США, а именно: Россия и Соединенные Штаты не являются противниками и не угрожают друг другу". На прошлой неделе президент Буш заявил в интервью другому британцу: "Россия не является врагом. Русские могут представлять угрозу, если они посчитают нужным занять такую позицию, но они не являются врагами". По его словам, он это очень четко даст понять президенту Владимиру Путину, когда встретится с ним.
Россия осудила Рамсфелда за эти обвинения в духе "холодной войны", которые, по мнению Москвы, делаются для того, чтобы подвести к необходимости создания НПРО США.
Рамсфелд не мог с этим не согласиться и подчеркнул, что Пентагон сейчас рассматривает возможность создания более широкомасштабной системы ПРО, которая позволила бы сбивать ракеты государств-изгоев вскоре после запуска, в середине полета и во время их вхождения в плотные слои атмосферы.
Министр обороны заявил Черчиллю, что сейчас специалисты Пентагона работают над этими проектами ПРО, не связывая себе руки Договором по ПРО, который запрещает создание таких систем.
А когда придет время для президента Буша принимать решение о выходе из Договора по ПРО, тогда, по словам Рамсфелда, нужно будет начать консультации с друзьями, союзниками и, в конце концов, с Россией.
Словесная перепалка Рамсфелда с Москвой связана также с более широкими трансатлантическими дебатами и дипломатическими спорами по ряду насущных проблем, таких как роль НАТО на Балканах, судьба санкций против Ирака и создание европейской оборонительной структуры вне рамок НАТО.
По каждому из этих вопросов Россия находится в оппозиции Вашингтону и пытается заручиться поддержкой европейских стран, чтобы воспрепятствовать или затруднить осуществление американских инициатив. Вчера, к примеру, находящийся с визитом в Югославии министр иностранных дел России Игорь Иванов заявил, что США и их союзники допустили ошибку, вторгнувшись на Балканы для защиты "национальных меньшинств" от сербских репрессий и этнических чисток. По его словам, эти же меньшинства теперь терроризируют Македонию.